У властей Казахстана может не оказаться средств для выполнения социальных обязательств уже в начале 2021 года. Как раз на парламентские выборы!
Казахстанский политолог Газиз Абишев прокомментировал шокирующее падение цен на нефть и его последствия для экономики Казахстана, сообщает VRK.News.
Политолог отметил, что у властей Казахстана может не оказаться средств для выполнения социальных обязательств уже в начале 2021 года.
«Касательно падения цены нефти до 32 долларов хотелось бы отметить, что сейчас у казахстанского государства резервы для исполнения социальных обязательств пока есть, а в начале 2021 года, когда запланированы парламентские выборы, их уже может и не быть», — хаявил Абишев.
Далее он пояснил свои выводы простыми расчетами.
«Проведём примитивные расчёты, без претензии на тотальную точность цифр. Если взять себестоимость добычи нефти в РК уровне 25 долларов за баррель, налоговую нагрузку на уровне 60%, а объём добычи в 560 ммиллионов баррелей, то при цене нефти в 55 долларов за баррель в бюджет идёт 18 долларов с каждого барреля нефти, итого всего — 10 миллиардов долларов. При цене в 35 долларов за баррель в бюджет идёт 6 долларов с каждого барреля нефти, итого всего — 3,3 миллиарда долларов. Итого, бюджет недосчитается 6,7 миллиарда долларов», — пишет аналитик в своем телеграм-канале.
Эксперт также добавил, что падение цен давит на валюты нефтедобывающих стран. Норвежская крона упала относительно доллара США до минимальных с 1980-х годов позиций. Мексиканский песо провалился сразу на 7%.
Читайте в тему: ОПЕК+ провалился. Удар по сланцу и шанс Казахстана
Напомним, что 6 марта ОПЕК и Россия, не сумев договориться о новом сокращении добычи нефти, разорвали сделку, которая поддерживала цены с 2016 года. Уже через несколько часов после провала переговоров Саудовская Аравия, де-факто лидер ОПЕК, начала ценовую войну, снизив стоимость своей нефти для импортеров в Европе, Азии и США на максимальную за 20 лет величину. Одновременно Эр-Рияд заявил, что увеличит производство нефти до рекордного уровня в 12 млн баррелей в сутки. В марте Саудовская Аравия добывает 9,7 млн баррелей в день.
Эта тактика напоминает попытку Саудовской Аравии отвоевать долю рынка в 2014 году у производителей сланцевой нефти в США, пишет Financial Times. Тогда из-за ценовой войны стоимость Brent упала со 100 долларов ниже 30 долларов и вынудила ОПЕК и Россию заключить альянс.
Перспектива новой ценовой войны напугала рынок. С учетом того, что спрос на нефть уже резко падает из-за экономического воздействия коронавируса, трейдеры прогнозируют, что цены упадут еще ниже. Например, аналитики Goldman Sachs предупредили, что стоимость Brent в ближайшие недели может упасть почти до 20 долларов за баррель.
«Падение спроса очень редко совпадает с ростом предложения. Таких медвежьих комбинаций не было с начала 30-х годов. Падение цен только началось», — заявил президент консалтинговой компании Rapidan Energy Group Боб МакНалли (цитатапо FT).
В решении Саудовской Аравии снизить цены и увеличить добычу некоторые участники рынка видят попытку вынудить Россию вернуться за стол переговоров, пишет FT. Но легким путь к возрождению сделки не будет, предупреждает издание. Это «коллективное самоубийство», проиграют все, предупредили аналитики консалтинговой группы FGE.