-13.1 C
Алматы
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Политика

    «Безбожная утопия». Как в Советском Союзе боролись с религией

    Вышедшей в Британии книге «Безбожная утопия. Советская антирелигиозная пропаганда» ее автор, канадско-британский исследователь Роланд Эллиотт Браун, отталкиваясь от яркой графической образности советских атеистических плакатов, прослеживает историю борьбы первого социалистического государства с религией.

    Книга Роланда Э. Брауна на первый взгляд выглядит почти как художественный альбом. В ней несколько сотен ярких красочных иллюстраций, которые прослеживают историю советской антирелигиозной пропаганды с первых послереволюционных лет вплоть до краха Советского Союза. На самом деле она гораздо больше, чем просто сборник графических образов.

    Такого рода книги в западной советологии до сих пор не было, и собранная Роландом Э. Брауном подборка открывает читателю уникальный взгляд на один из самых интересных аспектов господствовавшей в СССР на протяжении семи десятилетий идеологии.

    Большая часть иллюстративного материала — из собрания Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. В советские годы он назывался Музей истории религии и атеизма — атеизм был одним из краеугольных камней советской идеологии — и размещался в величественном здании Казанского собора.

    Книга называется «Безбожная утопия», хотя, как признает ее автор, содержание ее скорее подпадает под определение «антиутопия». А слово «безбожная» — прямое заимствование из издававшейся в СССР с 1922 по 1941 год воинствующе-атеистической газеты «Безбожник».

    Обложка книги Роланда Брауна "Безбожная утопия. Советская антирелигиозная пропаганда"Правообладатель иллюстрацииFUEL
    Image captionОбложка книги Роланда Эллиотта Брауна «Безбожная утопия.Советская антирелигиозная пропаганда»

    «Безбожная Утопия» вышла в лондонском издательстве FUEL. Его излюбленная тематика — графическое, визуальное содержание советского проекта. Вот несколько названий уже изданных в разное время в издательстве книг: «Станции советского метро», «Советские криминальные татуировки», «Советские автобусные остановки», «Советский антиалкогольный плакат», «Рисунки из ГУЛАГа» и другие.Предлагаем вашему вниманию подборку плакатов из книги «Безбожная утопия» с комментариями автора книги.

    Христос как жертва

    ХристосПравообладатель иллюстрацииFUEL
    Image captionВ этом плакате слились воедино кампания против голода и антирелигиозная пропаганда

    Александр Кан: Этот рисунок из журнала «Безбожник» 1923 года тоже выглядит несколько неожиданно. На фоне общей беспощадной антиклерикальной пропаганды главный символ христианства Иисус Христос предстает в виде невинной жертвы. А его призыв «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя» церковники и верующие понимают буквально, терзая в клочья и пожирая тело Сына Божьего.

    Роланд Э. Браун: Да, действительно, картина, здесь изображенная, выглядит предельно мрачно, откровенно кроваво. Кстати, по цветовой палитре этот плакат напоминает мне антирелигиозную образность Мэрилина Мэнсона. Что же касается трактовки его смысла, то я воспринимаю его несколько иначе. Он создан в 1923 году, а годом-двумя ранее, во время голода в Поволжье, стали появляться многочисленные сообщения о случаях каннибализма, о поедании трупов, об убийствах собственных детей с целью прокормиться. А места эти были населены людьми верующими, набожными. И смысл этого плаката, как мне кажется, состоит в том, что поедание тела Христова — часть божественного причастия — было для верующих обоснованием каннибализма во время голода.

    Ну и, конечно, можно вспомнить, что голод в Поволжье стал для большевистской власти поводом для конфискации церковных ценностей, которые должны были пойти на приобретение зерна для голодающих. Хотя на самом деле в этом не было никакой необходимости — продовольствие, которое Соединенные Штаты прислали на помощь голодающим, стояло в советских портах, и власти не могли организовать его разгрузку и доставку в нуждающиеся районы. В этом плакате кампания против голода и антирелигиозная пропаганда слились воедино.

    Религия — духовная сивуха

    СобутыльникиПравообладатель иллюстрацииFUEL
    Image captionАвторы этого плаката опирались на определения Ленина «Религия — род духовной сивухи»

    Александр Кан: В моем сознании — человека, прожившего большую часть жизни в Советском Союзе — религия и пьянство вовсе не идут рука об руку. Более того, священники и монастыри, насколько я помню, помогали в излечении алкоголиков. В этом плакате 1931 года его авторы, кажется, попытались слить воедино эти два, по их мнению, страшных порока, которые вместе мешают строительству социализма.

    Роланд Э. Браун: На самом деле это не совсем так. Хорошо известно, что когда князь Владимир выбирал для Руси религию, то наряду с христианством рассматривался и ислам. И отказались от ислама именно из-за того, что мусульманская религия запрещает пить. «Веселье Руси есть питие» — таким откровенным признанием отверг Владимир исламизацию своего царства. Ну и, конечно, создатели этого плаката опирались на слова Ленина. Если Маркс называл религию «опиумом для народа», то Ленин в статье «Социализм и религия» еще в 1905 году писал, что «религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».

    Космосом — по религии!

    ГагаринПравообладатель иллюстрацииFUEL
    Image captionОбаяние и огромная популярность первых советских космонавтов служили мощным пропагандистским оружием для атеизма

    Александр Кан: На фоне мрачной негативистской образности остальных плакатов этот радует своим веселым оптимизмом. Истоки его — в первую очередь, конечно, в мифологизированном в СССР обаянии образа Юрия Гагарина и его улыбки.

    Роланд Э. Браун: Да, этот плакат — наверное, самый знаменитый из всех размещенных в нашей книге. Он уже давно стал классикой графического дизайна. Он предельно прост — космонавт на небе, под ним церкви, храмы и даже мечеть. А в центре — привезенный с неба убедительный вывод: «Бога нет!» И в этой своей простоте плакат просто великолепен.

    На самом деле идею разоблачения существования бога на небе с помощью побывавших там — на небе — людей советская антирелигиозная пропаганда использовала задолго до полета Гагарина. Еще до войны журнал «Безбожник» опубликовал интервью со знаменитым летчиком Чкаловым, который заверял читателей, что никакого бога там, над облаками, нет. Так что плакат с Гагариным — лишь продолжение той же линии, которую советские пропагандисты использовали и за пределами СССР. Второй советский космонавт Герман Титов, выступая на Всемирной выставке в Сиэтле во время визита в США в 1962 году, рассказывал набожным американцам, что никакого бога на небе он не видел.

    Источник: BBC

     

    Похожие записи

    Установить в Нур-Султане памятник героизму граждан при коронавирусе хочет Токаев

    Фариза

    Дональд Трамп признал победу Байдена, но с оговоркой

    Фариза

    Нужно распустить: Ассамблея народа Казахстана обходится в Т2,7 млрд в год

    Фариза

    Оставить комментарий

    семь + 15 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.