В Казахстане с января 2018 года действует новый алгоритм решений жилищных проблем военнослужащих. Изменения в законодательстве направлены на то, чтобы каждый кадровый военный по завершении службы смог стать обладателем собственного жилья. И хотя с момента ввода нового механизма обеспечения жильем людей в погонах прошло почти два года, вопросов у них все еще немало. Ответить на наиболее часто встречающиеся мы попросили судью Верховного суда Елену МАКСЮТУ.
— Елена Тагировна, позволили ли поправки в закон урегулировать единообразие судебной практики по жилищным спорам военнослужащих? Ведь эти споры все еще многочисленны.
— Да, вы правы. Если взять из общего числа рассмотренных военными судами гарнизонов в 2019 году дел, то споры этой категории составили 36,6 процента. Камнем преткновения в большинстве из них явилось предпочтение военнослужащими денежной компенсации реальному предоставлению жилья. Поясню. В силу служебной необходимости военнослужащие вынуждены часто менять место своего жительства, как и, соответственно, предоставляемое им служебное жилье. На новом месте дислокации военнослужащие, как правило, требуют от командования военных частей компенсацию за оставленное ими жилье. Ссылаются при этом на норму статьи 45 закона о воинской службе и статусе военнослужащих, предписывающей обеспечение военнослужащих и членов их семей жилищем на период прохождения воинской службы за счет государства.
Неэффективность бесконечной выплаты таких компенсаций налицо. Это и порождало множество исков в суды. С целью урегулирования данного вопроса Минобороны инициировало новеллы в закон о жилищных отношениях. Поправками введен новый термин “жилищные выплаты”, направленный на обеспечение военнослужащего и его семьи жильем на новом месте службы. Причем жилищные выплаты предусмотрены взамен предоставления служебного жилища.
Действие поправок уже ощутили некоторые военнослужащие. Так, в настоящее время с момента признания военного нуждающимся в жилище независимо от выслуги лет ему выплачиваются жилищные выплаты целенаправленно для приобретения жилья, которые перечисляются на его личный специальный счет в банках второго уровня. Обладатель этого счета может использовать накопления конкретно на жилищные цели. Государством законодательно закреплены условия, при которых в период прохождения воинской службы и по ее завершении военнослужащий будет обеспечен жильем. Это очень важная новелла, ранее такой нормы в законе не было.
В целях обеспечения реализации этих норм постановлениями правительства от 12 февраля 2018 года утверждены правила обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат, а также осуществления денежной компенсации.
— Не могли бы вы конкретизировать, на какие цели могут быть направлены данные выплаты?
— Согласно статье 101-5 нового закона, жилищные выплаты можно использовать на приобретение в собственность жилища, в том числе с рассрочкой платежей или использованием ипотечного кредита. Их можно потратить на оплату аренды жилья, в том числе с последующим выкупом, на погашение полученного ипотечного займа, уплату взносов при долевом участии в жилищном строительстве и взносов при участии в жилищном кооперативе. Обладатель выплат может их направить на пополнение накоплений в виде жилищных строительных сбережений, которые не могут быть истребованы иначе как на цели улучшения жилищных условий, за исключением уволенных со службы, а также улучшение жилищных условий.
— Почему тогда у военнослужащих все еще возникают вопросы? В чем проблема?
— Да, жилищные выплаты имеют целевую направленность, но с одной оговоркой: эти действия применимы с момента введения нового закона. Нельзя забывать о том, что ранее в жилищном законодательстве в отношении военнослужащих вообще не было понятия “жилищные выплаты и цели его использования”.
Иными словами, необходимо иметь в виду, что нормы статьи 101-5 закона образуют звено единой цепи введенных новшеств — со статьи 101-2 по статью 101-10, которые взаимосвязаны и логически согласуются между собой, в том числе и относительно распространения на правоотношения, возникшие с января 2018 года. То есть применение норм рассматриваемой статьи для погашения обязательств по договорам (ипотечный кредит, аренда жилища и т. д.), заключенным военнослужащими до указанной даты, противоречат требованиям других нововведенных статьей закона.
Как это выглядит на практике? Такой пример: военнослужащие имеют жилье или арендное жилье с правом последующего выкупа, которое получили по государственным программам (“Нурлы жол”, через “Казахстанскую ипотечную компанию” и т. д.) до вышеуказанной даты. В настоящее время они оплачивают ипотечные займы и полагают, что вправе претендовать на ежемесячные выплаты для погашения кредита. Но они глубоко заблуждаются, поскольку закон обратной силы не имеет. Претенденты на получение жилья должны быть нуждающимися в нем, а эти военнослужащие в данном случае таковыми не являются, поскольку уже обеспечены жилым помещением согласно договорам аренды с последующим выкупом или купли-продажи недвижимого имущества.
— Ряд военнослужащих громко заявили, что закон не работает, ущемляются их права на получение заветных квадратных метров…
— Это мнение как раз тех, кто пытается применить нормы нового закона к правоотношениям, возникшим до 1 января 2018 года. А это, еще раз подчеркну, в корне неверно! Законодательные изменения не распространяются на отношения, возникшие до его введения.
При этом начиная с этой даты — 1 января 2018 года — прекращает действие норма, по которой военнослужащим, имеющим воинскую выслугу менее 10 лет по состоянию на 1 января 2013 года, ранее выплачивалась денежная компенсация за наем жилья.
Еще один важный момент. Лица, уволенные с воинской службы до 1 января 2018 года, не могут претендовать на жилищные выплаты, предусмотренные новым законодательством, поскольку опять-таки закон обратной силы не имеет.
— Помнится, военнослужащим предоставлялось жилье из государственного жилищного фонда. Это жилище они по выслуге лет могли безвозмездно приватизировать. Но эта норма не распространялась на жилье, расположенное в так называемом закрытом городке. Этот принцип сохранен в новом законе?
— Как известно, служебное жилье, расположенное в закрытых и обособленных воинских городках и пограничных частях, не подлежит приватизации. Поэтому в данном случае действуют нормы переходных положений закона о воинской службе и статусе военнослужащих, по которым военнослужащим с выслугой не менее 10 лет на 1 января 2013 года предоставляется служебное жилище, которое они имеют право приватизировать (за исключением жилищ, расположенных в закрытых городках).
Имеющие жилье в закрытом военном городке, а также выслугу 10 и более, но менее 20 лет, и уволенные с воинской службы до 1 января 2018 года по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов, вправе обменять свое жилье на другое с целью дальнейшей его приватизации.
Приведу такой пример. После вступления в законную силу новелл обсуждаемого закона истец обращается в суд о взыскании денежной компенсации взамен приватизации жилья, расположенного в военном гарнизоне. Одним из главных условий для осуществления указанных прав является наличие 20-летнего стажа на воинской службе. В связи с тем, что выслуга истца на день увольнения в запас составила менее 20 лет, судом было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
— Ну а кто же тогда может претендовать на компенсацию?
— По правилам выплаты денежной компенсации рассчитывать на нее могут уволенные с воинской службы в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года по возрасту, состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов с выслугой 20 и более лет. При этом они при увольнении не были обеспечены служебным жилищем и ранее не реализовали право приватизации жилья.
— Спасибо за разъяснение.
Надиль РАХМЕТОВ