Российская академия наук (РАН) выпустила доклад, в котором она рассмотрела «гипотетический» сценарий распада России, пишет Qazweek.kz со ссылкой на сайт Exclusive.kz
На текущей неделе – 26 декабря — будет тому 28 лет, как с карты мира также стремительно исчезла, как и появилась, загадочная империя — СССР. Гипотетический распад России – логическое продолжение этого события, — считают российские ученые. Они не исключают, что единое экономическое пространство РФ распадается на автономные образования по границам федеральных округов.
Как оказалось, аналогичные расчеты проводились в конце 1980-х, когда моделировался развал СССР. Тогда исследовалось, какую долю от текущего потребления потеряют союзные республики в случае разрыва экономических связей. Более того, такие исследования продолжались и в последние годы.
В интервью журналу «Огонек» руководитель директора по науке Института экономики промышленного производства Сибирского отделения РАН, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Виктор Суслов назвал результаты исследований по российской экономике, которые проводятся последние десять лет оказались, «удручающими».
Отчет содержит пусть и гипотетический, но вполне реальный расчет распада экономических зон российской федерации на автономные округа, то есть фактический развал страны на части.
«Самым самодостаточным макрорегионом России является Северо-Западный федеральный округ. В состоянии автаркии он сохраняет 85,4% исходного уровня своего целевого показателя. Это даже больше, чем аналогичный российский показатель накануне распада СССР (64,6%)», — делится итогами расчетов Суслов.
Неплохо, по его словам, выглядит Сибирский федеральный округ (54,2%), гораздо хуже — Уральский округ (22,5%). В остальных федеральных округах разрыв внешних связей обнуляет их целевой показатель.
«Самым злостным «паразитом» на «теле» России является Центральный федеральный округ. Его «вклады» в целевые показатели всех федеральных округов оказались отрицательными, причем «результатом» его «взаимодействия» с Северо-Западным округом является сокращение целевого показателя последнего почти на одну четверть», — рассказывает Суслов.
При этом Центральный федеральный округ вместе с Москвой — это реальный российский центр — научно-образовательный, инновационно-технологический, культурный, транспортно-логистический, финансовый и т.д., перечисляет он: «Сложившаяся ситуация — следствие непропорционально и несправедливо больших доходов, получаемых прежде всего в Москве. Финансовые ресурсы искусственно стягиваются в федеральный центр со всей страны».
Таким образом, нынешнее состояние России очень напоминает СССР накануне распада. Возможно, такой шокирующий прогноз РАН обнародовала для того, чтобы как раз предотвратить политический распад страны, «напугав» ее руководство и спровоцировав на решительные действия.
Долгие годы не без оснований считалось, что Россия дотировала союзные республики. Однако, это не помешало «неблагодарным» вассалам не только разбежаться, но и еще и требовать компенсаций в самых разных формах под лозунгом «хватит кормить Россию».
Тем не менее, расчеты ведущих советских экономистов, проведенные накануне распада СССР, показывали, что наименее всего от этого пострадала бы сама Россия (64,6 процента). А вот Казахстан, Средняя Азия, Закавказье теряли после разрыва межреспубликанских связей почти три четверти своего потребления. Для остальных республик последствия разрыва связей были еще более катастрофичны (для Украины — семикратное сокращение).
После этого появляется очень большой соблазн прийти к выводу, что реальной причиной того, что постсоветские государства так и не смогли поднять собственные экономики, является разрыв экономических связей с Россией. Но тогда возникает и обратный вопрос – почему экономика и самой России так и не смогла оправиться после такого шока? Ведь ей уже не нужно было «содержать столько дармоедов»?
Впрочем, возможно, сценарий распада будет совсем иным. Пока Россию спасало то, что она самая крупная из осколков бывшего СССР, который также погубило неэффективное управление центра, бездарно абсорбировавшего все доходы огромной империи.
Но иногда распад одной системы является началом другой. В случае с Россией — это прощание с неоимперскими амбициями и принципиально новая модель управления, к которой в свое время пришла Япония, стремительно превратившись из осколков империи в высокотехнологичное государство. К тому же, империи – уже явно архаичная форма существования. Мир становится все более полицентричным и с этим глупо не считаться.
Если этот гипотетический сценарий развала России все же реализуется, то самой влиятельной страной на постсоветском пространстве может стать Казахстан. Впрочем, нашим ученым тоже было бы неплохо сделать футуристические прогнозы. У неэффективного управления две дороги: распад или модернизация системы. При этом ключевым фактором и для России, и для Казахстана является время. Время, которые мы стремительно теряем.