Жительница Жангалы, одна воспитывающая сына-шестиклассника, получала адресную социальную помощь (АСП) до сентября этого года. Но в начале осени женщине сообщили, что АСП ей больше не положена, потому как она владеет тысячами гектаров земли и миллионным поголовьем крупного рогатого скота. Об этом пишет Qazweek.kz со ссылкой на Уральскую Неделю.
Айгуль Кайровой 42 года, она работает санитаркой в Жангалинском реабилитационном центре для пострадавших от испытательных взрывов на полигонах. Младшего сына 12 лет женщина растит сама. Старшая дочь замужем и живет своей семьей в Уральске. Бывший муж не платит алименты на детей с момента их развода. Вместе с сыном Айгуль живет в общежитии квартирного типа, в котором расположены шесть квартир.
— Мы с мужем жили в Уральске, снимали квартиру, а как развелись, я с детьми переехала в поселок. У меня здесь родители живут. Через год мой отец купил нам с детьми жилье в общежитии. Входы во все квартиры отдельные, туалет — на улице, вода — в квартире. У меня две небольшие комнатки и кухня, маленькие, конечно, но зато крыша над головой, — рассказывает Айгуль.
По словам женщины, ее зарплата — 60 тысяч тенге. АСП в размере 41 тысячи тенге была хорошей материальной поддержкой для Айгуль с сыном.
— Когда в апреле я подавала документы и получила одобрение, я очень радовалась. Нам же сыном это хорошее подспорье, мне легче в финансовом плане стало. На деньги социальной помощи я смогла сынишке купить то, что раньше не получалось, — продолжила свой рассказ женщина.
3 октября Анаргуль Аткешева, специалист в Жангалинском отделе занятости, выдала ей справку, в которой было написано, что она обладает землей и подсобным хозяйством, и поэтому ей отказано в АСП. Новое обстоятельство подкосило женщину. Айгуль сказали, что, по данным электронной базы Жангалинского отдела занятости, ей принадлежат 8 тысяч гектаров земли и огород с теплицей на 1400 кв. метров, на котором она, якобы, растит огурцы и помидоры. К тому же женщина успевает ухаживать за коровами, которых у нее на 4 миллиона тенге.
По словам Айгуль, она испытала шок.
— Ведь все прекрасно знают в поселке, что нет у меня никакой земли, огорода. А коров, может, я хотела бы, только у меня даже на одну денег нет, а тут поголовья у меня на миллионы оказывается, — сказала женщина.
Айгуль взяла справки в местной ветеринарной службе, в отделе земельных отношений, в которых подтверждено, что у нее нет земли и скота. Женщина предоставила эти справки в отдел занятости и обратилась в прокуратуру района. 9 октября ей был дан ответ, что по ее заявлению будет проведена проверка и в течение месяца о результатах будет сообщено. Пока женщина ответа не получила.
В районном акимате, в который женщина обратилась после прокуратуры, Айгуль дали письменное разъяснение.
— Выяснилось, что в электронной базе «Рынок труда», в отделе занятости Жангалинского района произошла ошибка и сбой системы. В акимате отправили письмо в АО «Центр развития трудовых ресурсов» в Нур-Султане , чтобы поставить в известность, что у меня ничего нет, — говорит Айгуль Кайрова.
Женщине сказали, что, если она не согласна, то может подать в суд на отдел занятости в лице его руководителя Айдара Каресова.
В телефонном разговоре с журналистом Айдар Каресов сообщил, что произошла ошибка в системе. «Но сейчас я очень спешу, у меня совещание, я позже все объясню» — сказал он и бросил трубку. Но от руководителя отдела занятости объяснений так и не последовало, его телефон больше не отвечал. Как объяснили журналистам его подчиненные, у руководителя совещание за совещанием. Впрочем, заместителя Каресова, к сожалению, тоже не оказалось на месте, потому что Анаргуль Аткешева ушла на больничный.
Прояснить ситуацию с ошибкой удалось в ГУ «Жангалинский районный отдел занятости и социальных программ».
— В сентябре после обновления электронной программы «Рынок труда» в этой системе произошел сбой, и у Айгуль Кайровой появились новые данные. К сожалению, у специалистов отдела занятости не получается устранить эту ошибку, так как нет доступа к центральной системе. Но об этом факте уже сообщили в Нур-Султан, рассказал Даурен Жарасов, главный специалист. — Понимаете, мы же в одном селе живем, – продолжил Даурен, прекрасно знаем, что нет у Айгуль всего, что по базе вышло. Наверное, можно было закрыть на это глаза и продолжать выплачивать пособие, но ведь в базе другие данные, и по ним не положено ей АСП, а мы несем ответственность за выплаты. Вот и получается, что все понимаем и видим, а исправить не можем, — сказал Даурен Жарасов.