За стальной дверью находится тюремная камера, где на полу плотными рядами лежат исхудавшие и изможденные заключенные в оранжевых комбинезонах, пишет Qazweek.kz со ссылкой на Central.asia-news.com
Журналистам АФП предоставили редкую возможность доступа в одну из переполненных тюрем в провинции Эль-Хасака на северо-востоке Сирии, где курды удерживают подозреваемых боевиков «Исламского государства» (ИГ).
Экстремистская группировка обвиняется в зверствах на территории Ирака и Сирии, некогда находившейся под ее контролем, включая массовые казни, изнасилование, порабощение и пытки, многие из которых снимались на видео в целях пропаганды.
В тюрьме находятся более 5 000 заключенных, многие из них подростки. Это остатки международной армии экстремистов, созданной ИГ пять лет назад.
Их серые поролоновые матрасы уложены внахлест на холодном полу, и лишь один угол камеры занимает едва прикрытая выгребная яма.
Зловоние царит в расположенной поблизости медицинской палате, где посетителям при входе выдают хирургические маски.
Заключенные не слышали заявление президента США Дональда Трампа в воскресенье (27 октября) о гибели лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади в ходе американского рейда в северо-западной Сирии.
«У них нет никакого контакта с внешним миром», — говорит управляющий, назвавшийся Серхатом и попросивший не указывать точное местонахождение тюрьмы.
Сожаления заключенных
Многие заключенные находятся в состояния полного истощения, у некоторых ампутированы конечности или видны повязки от ран.
Тюремная больница так же заполнена, как и все остальные камеры.
Состояние раненых говорит об интенсивных боях, результатом которых стала потеря контроля над территориями и окончательное поражение войсками ИГ Сирийских демократических сил (СДС) в марте.
Оно также говорит о плачевных условиях, в которых находятся последние представители «халифата» ИГ, чей последний рубеж находился в Аль-Багхузе, в 200 километрах к югу отсюда.
Большинство узников этой тюрьмы в Эль-Хасаке и еще по крайней мере шести других тюрем на удерживаемой курдами территории, сдались в плен всего несколько месяцев назад, умирая от голода и ран.
«Я хочу выйти из тюрьмы и вернуться к своей семье», — говорит Азил Матхан, 22-летний заключенный, покинувший свое родной Уэльс в возрасте 17 лет, чтобы присоединиться к своему брату в Мосуле, бывшем бастионе ИГ.
Когда его брат был убит, он перебрался через сирийскую границу в Эр-Ракку, другой оплот ныне исчезнувшего экстремистского протогосударства.
«Я хочу вернуться в Британию», — сказал Матхан, добавив при этом, что сожалеет, что откликнулся тогда на призыв Аль-Багдади взяться за оружие в 2014 году.
Беглые экстремисты
Курдские власти заявляют, что в тюрьмах под надзором курдов содержатся заключенные более 50 национальностей. Общее число заключенных боевиков ИГ в настоящий момент достигает 12 000 человек.
Однако подпольные ячейки ИГ, сохраняющиеся на большой части территории региона, продолжают периодически наносить удары.
По словам управляющего тюрьмы Серхата, иногда беглые экстремисты «подходят близко к тюрьме и открывают огонь, просто для того, чтобы дать знать заключенным о своем присутствии».
Месяц назад некоторые заключенные устроили бунт во время раздачи еды и напали на охранников. Перед этим один из заключенных симулировал болезнь, чтобы заманить их внутрь, рассказывает Серхат.
Сопровождая журналистов АФП по коридорам тюрьмы, охранник опасается даже открыть смотровое окошко на двери камеры.
«Эти заключенные опасны», — говорит он.
Расположенная ниже камера предназначена для тех, кого в пропаганде ИГ называли «птенцами халифата» — детей, прошедших боевую подготовку.
Некоторые дети были отправлены на родину, но судьба взрослых остается неизвестной.
Болезнь и сожаление
Почти треть заключенных болеет и нуждается в лечении в связи с ранениями и болезнями, в том числе, такими как гепатит и СПИД.
Всего около 300 человек могут провести ночь в больничной палате. Среди них Абалла Нуман, 24-летний бельгиец, который поднимает свою футболку, демонстрируя открытую рану.
«Мои внутренние органы вываливаются наружу», — говорит он, объясняя, что это ранение нанес ему другой экстремист, случайно выстрелив в него во время чистки оружия.
Бассим Абдель Азим, 42-летний египтянин, гражданин Нидерландов, был ранен во время воздушного удара и не может пользоваться правой ногой.
Он вспоминает, как обманул свою жену, чтобы отправиться в «халифат», обещав ей отдых в Турции.
«Я ей ничего не сказал, потому что не хотел ее пугать», — рассказывает Абдель Азим, добавив при этом, что не знает, где сейчас находится она и его пятеро детей.
«Я хотел бы увидеть ее снова. Пусть даже меня после этого повесят, я просто хочу попросить у нее прощения за то, что привез их в страну, где идет война».