Историк, режиссер, оперный певец и общественный деятель Евгений Понасенков — о том, почему нас ждет долгая антропологическая и культурная яма, зачем нужно читать большие научные книги и что связывает фельдмаршала Михаила Кутузова и генералиссимуса Иосифа Сталина.
Евгений Николаевич, сегодня существует масса терминов о современной России – «неофеодализм», «возрождение СССР», в какой стране мы живем?
Я вас огорчу. СССР не перестал существовать, он в головах. Россия — это ходячий труп Советского Союза, и он постоянно гадит своим и чужим гражданам. Главное слово в характеристике нашего государства – «мешать», создавать трудности людям, которые хотят что-либо производить в науке, бизнесе, культуре. Страной правят запреты, поборы, взятки, хамство. Российская система пытается «повернуть реки вспять», бороться со свободой, честными выборами, интернетом, с собственной Конституцией, со свободной любовью и правами человека. Огромное количество людишек счастливы от такой системы и поддерживают ее, потому что они выродки, получившиеся в результате отрицательного отбора, отрицательной селекции последних десятилетий и столетий.
Тогда кто такой мистер Путин?
Большой винтик.
Его можно назвать «личностью в истории»?
И да, и нет. Дело в том, что личность должна чем-то выделяться, а Путин абсолютно не отличается от любого чекиста, любого советского человека, получившего вдруг неограниченную власть.
В России остался только «советский человек», все, что было до 1917 года, можно забыть?
Безусловно, общество, которое было до революции, уничтожено полностью. Может быть, лишь какая-то мерзость в виде сращения государства и церкви, поповшины возвращается, но не более. Утрачен позитивный смысл той России: достижения культуры, взаимоотношения классов, эстетика. Что касается конкретных людей, то здесь нельзя обобщать — сегодня есть личности, пытающиеся невероятным усилием воли, чести и генетики сохранять аристократизм, желание трудится, создавать что-то новое. Впрочем, их мало, они не делают погоды и ничего не решают в этой стране.
Труп Советского Союза будет захоронен?
Труп совка еще долго не будет захоронен, хотя его нужно именно захоронить, а не таскаться с ним, как со списанной торбой. Сейчас этому трупу вкалывают инъекции, пичкают таблетками, рекламируют, носят по парадам, но он смердит и всем надоел. Прежде чем его похоронят, он наделает огромное количество гадостей.
Для этого должны смениться поколения?
Смена поколений здесь не поможет. Вспомните, на это уже надеялись наивные либералы девяностых годов, что «помрет старое поколение и появится новое — чистое и свободное». Как такое возможно? Прилетят марсиане — и без генетики, без родителей, без традиций станут достойными европейцами? Нет, это абсолютная ахинея. Быдло рожает быдло, а рабы — рожают рабов. Нас ждет очень долгая яма антропологическая и культурная.
И как из нее выбраться?
Я часто слышу этот вопрос относительно чьей-то жизни или биографии. Допустим, вы варите суп, но положили туда массу несвежих продуктов, и не просто несвежих, а вообще не тех, которые нужны. Они неправильно порезаны, вы неправильно их варили да еще с плохим настроением. Короче, сделали дурь, а потом спрашиваете, как это исправить? Поздно что-то исправлять. Этот суп надо выливать, его невозможно реформировать путем добавления трюфеля и черной икры, будет такое же дерьмо, только еще хуже. Поэтому Россию нужно начинать заново, но для этого необходимо признать, что мы шли совсем не тем путем.
Вопрос от быдла — как же духовность?
Конечно, «многоуважаемое быдло», вокруг все бездарные и бездуховные, а мы лучше всех, хотя ничего не производим, все закупаем и живем уже почти в полной изоляции. Этот выдуманный и дебильный «особый путь» — историческое преступление. Пока его ошибочность, пока все преступления советского и российского государства не будут признаны, ныне живущие не смогут вздохнуть спокойно.
Вам часто достается от действующей власти?
Мне от нее ничего не достается, все делят между своими. Шучу. У меня фактически запрет на любую профессию. Все звонят — худруки, другие чиновники от культуры, выражают восторги, но потом беседа сводится к одной фразе: «Давайте подождем, вы поставите спектакль в нашем театре, но спустя какое-то время». Чего ждать, — непонятно, наверное, пока пахан помрет? И главная подлость этой ситуации, что чуть ли не ботинки лижут в телефонных разговорах. То же самое с вузами – выражают невероятный восторг, почтение, особенно сейчас, после выхода монографии, но лекций боятся – опять: «как только все рухнет – только вас позовем».
Федеральные каналы?
Телевидение, первые две кнопки, вообще мертвая история, а иногда еще и отвратительная кгбшная заказуха против меня (которая, правда, среди приличной части населения только играет мне на руку). Эта система, она еще более подлая и жестокая, чем в СССР, потому что компьютеризирована. Сейчас чекисты могут решать судьбу любого человека нажатием одной кнопки. И если эта кнопка нажата, то ты никогда не поставишь спектакль и не попадешь на первые федеральные каналы.
Но до прямых угроз пока не доходит?
Бывало и такое, особенно на каких-то приемах, где может подойти соответствующий человек, который уже изрядно выпил, и сказать: «Мы бы вас кокнули, но шума будет много, поэтому пока не будем».
Может плюнуть на это все и уехать?
Уехать можно — на Западе у меня есть имя. Я бы получил абсолютно все, но существует ряд причин, по которым мой отъезд пока невозможен. Прежде всего, не хочу радовать всякую шваль, они будут думать, что смогли меня выдавить. И не хочу бросать здесь людей, которые в меня верят, не хочу «вещать им из-за границы», им нужна моя физическая поддержка, а не виртуальная.
Что в России изменится после выборов президента?
С одной стороны, будет закручивание гаек, ужесточение авторитарного режима, а с другой — местный хаос, когда ситуация экономически, социально и психологически выйдет из-под контроля. Проще говоря, нас ждет бардак.
Вы входите в Независимый совет по правам человека. Такая организация еще существует?
Она существует, но в меньшей активности — физически «не хватает рук», но мы многое сделали за эти годы: находили юристов, средства, оказывали другую необходимую помощь. Думаю, что с лета будут найдены технические возможности, которых нам действительно не хватает, и работа Независимого совета по правам человека восстановится.
Этой работе мешают?
Пока не убивают и не арестовывают, но мешают на каждом шагу.
После ваших лекций о войне 1812 года я не могу спокойно пересматривать «Гусарскую балладу» — мне кажется, что Эльдар Рязанов снял фильм о Михаиле Кутузове, в окружении которого действительно присутствуют молодые девушки, переодетые в мужское обмундирование. Так кем же был этот, как принято считать, великий полководец?
Буквально сегодня я проезжал мимо Кремля. На Боровицкой, на жилом доме, нарисовали Кутузова, бездарного полководца, проигравшего Аустерлиц и Бородино, спалившего вместе с Ростопчиным Москву, в которой заживо сгорели брошенные Кутузовым почти тридцать тысяч русских раненых. В его окружении были не молодые девушки, а девочки 13-14 лет, переодетые казаками, которых он везде таскал с собой. И вот это преступное бородавчатое существо нарисовано на одной из главных площадей Москвы!
Значит, Эльдар Рязанов не случайно переодел Ларису Голубкину в мужское платье?
Талантливейший Эльдар Рязанов правильно все интуитивно почувствовал, хотя всерьез документы, конечно, не изучал – да и для музыкальной комедии это вовсе не нужно. У него Кутузов не талантливый полководец, а комик, которого блестяще сыграл Игорь Ильинский. Правда, комик-Кутузов получился обаятельным, была такая актерская задача, но уберите это обаяние и получите реального исторического персонажа — жирного, хамоватого, развратного лизоблюда и коррупционера.
Почему миф о Кутузове и вообще о войне 1812 года сохранился в советское и наше время?
Потому что для государства, для империй существуют базовые исторические мифы, на которых все держится и которые нельзя трогать. Чтобы понять эти процессы, нужно, как минимум, прочитать мою монографию «Первая научная история войны 1812 года». Я не могу в двух словах объяснить в интервью все, что написано в этой работе. Если я это попытаюсь сделать, получится профанация. Поэтому уважайте себя, читайте не только интервью, но и книги.
Сейчас эту книгу уже невозможно купить. Какой у нее итоговый тираж?
В два дня был полностью продан первый тираж — пять тысяч экземпляров. Второй тираж, уже в семь тысяч, разошелся менее чем за сутки. Сейчас будем думать, что делать дальше, но уже побиты все рекорды за последние пятнадцать лет. В принципе такого вообще никогда не было в России — моя монография единственная, тираж которой был продан в течение нескольких часов. Сейчас еще, вроде бы, остались несколько экземпляров на Озоне и в паре магазинов.
Что там за исторический документ, который публикуется впервые?
Это важнейшая глава, где рассказывается, как Иосиф Сталин воссоздал миф о войне 1812 года. И когда я это исследовал, то совершил одно из важнейших открытий в науке по эпохе Второй мировой войны: мною впервые опубликован документ (и, что еще важнее, контекст его появления), который сообщает нам абсолютно ясно и точно, что Сталин планировал нападение на Европу в конце тридцатых годов, причем именно на Европу, а не только на Германию.
Кроме государственных исторических мифов существуют и региональные. В Казани многие уверены, что Иван Грозный не смог взять этот город, а осажденные сдались только потому, что было жалко женщин и детей. Что вы можете сказать по этому поводу?
Иван Грозный брал Казань, это исторический факт. Вы знаете, самые страшные комплексы — местечковые комплексы малых народов. Они напоминают детские, когда мама и папа не очень удачливы в жизни, но дети вынуждены ими гордиться — и рассказывают сверстникам, что их родители, двадцать лет назад, построили какой-нибудь сарай на дачном участке. Где-то есть Шекспир, Данте, Пуанкаре – а у нас вот сарай, важность которого не понимают «шовинисты». Избавляться надо от этого, такие вещи мешают жить и развиваться. Но это про закомплексованных олухов и этническую пропаганду, мифотворчество, а вообще, я должен сказать, что среди моего ближайшего круга есть восхитительно талантливые татары.
Вы очень популярны в интернете, ваш «Канал здравого смысла» — один из самых посещаемых, но довольно часто сказанные вами фразы вырывают из контекста и делают вирусное видео. Что бы вы сказали авторам таких пассажей?
Я им могу сказать, что они быдло, воры и придурки. Я презираю воровство. Их матери ходили с грязными ногтями и рожали их в канаве не понятно от кого. Это же относится и к тем, кто выставляет в интернет ворованный текст моей книги. Все, кто нелегально скачивают мою книгу (или подлог – есть версии, с подложным текстом или ложными вставками) в сети – это ублюдки и они расписываются в том, что их родители грязная шваль с помойки. Такие люди должны сидеть в тюрьме, и у них должен быть рак, потому что нет ничего хуже воровства.
Не слишком жестко?
Нет, более того, я прошу, чтобы эта фраза дошла до читателей в ее неизменном виде, именно с этими терминами.
Тогда продолжим тему воровства. Чем закончился ваш конфликт с петербургским доцентом Олегом Соколовым?
Товарищ Соколов оказался именно товарищем, а не месье, потому что можно вывести совка в Париж, но нельзя вывести совок из совка. Я, конечно, был уверен, что Олег закончит свои дни в психбольнице, он их там и закончит, только не в палате «Наполеонов», а в палате простых сумасшедших профессоров, потому что выяснилось, что он обычная дешевка: его мечта выклянчить местечко профессора за выражение любви к «генсеку», к Путину.
Вы имеете в виду телефонный розыгрыш, где звонивший представился сотрудником администрации президента?
И меня поражает, как товарищ Соколов не заметил в нескольких телефонных разговорах подвоха, как он вымаливал у какого-то непонятного мальчика, чтобы его сделали профессором и что тогда он «полюбит Путина и станет патриотом». Потом подлейшим образом, трусливо, за спиной сдал своего начальника, директора Института истории СПбГУ Абдулу Даудова. Как он согласился помогать этой «администрации Путина» делать гадости мне. На самом деле так сдавали людей в 1937 году, а потом въезжали в их квартиры. И это чудовищно! Теперь в сторону Соколова неприятно даже смотреть. Порядочный человек никогда не подаст ему руки, потому что он не мужчина, а человек без совести. Он увидел конфетку на веревочке, на которой было написано «профессор», и попытался ее отсосать, объясняя липовому сотруднику «администрации президента», что отсос профессора будет стоить дороже, чем такая же манипуляция со стороны доцента. И это, кстати, суть того, что происходит в России уже несколько веков подряд.
И последний вопрос — в марте вы планируете провести серию семинаров по развитию личности. Что это будет?
Это как раз про тот самый неправильно сваренный суп, о котором я уже говорил, только речь пойдет не только о стране, а о судьбах конкретных людей, которые придут на эти встречи. Прежде чем кем-то стать, вы должны изучить базовые вещи, представлять себе, что вы можете, кем вас родили, что из себя представляет ваш мозг. Мне есть чем поделиться, потому что я реализовал себя как историк, как режиссер, как общественный деятель. Но эта серия семинаров не моя инициатива, а буквально вымоленное моими подписчиками событие, потому что я последние года три после моих лекций и концертов получаю тысячи писем и множество просьб помочь как-то найти себя в жизни. Формулировки этих просьб самые примитивные, они выводят меня из себя, потому что я презираю людей, если они не умеют даже сформулировать вопрос. Но подробности действия пусть останутся тайной, о них узнают только те, кто придет ко мне 17-го и 18-го марта.