Вводить утилизационный сбор необходимо на сельхозтехнику, которую производят на отечественных предприятиях. Это компромиссное решение, говорят в «Атамекене», и его и нужно претворять в жизнь. При этом каждая из сторон должна взять на себя обязательства: промышленность — увеличить долю локализации и улучшить качество, а аграрии — обеспечить гарантированный спрос на отечественную технику.
В «Атамекене» два комитета, которые поддерживают интересы аграриев и сельхозмашиностроителей, выработали единую позицию.
КАКИЕ АРГУМЕНТЫ У АГРАРИЕВ?
По словам директора Департамента АПК и пищевой промышленности Ербола Есенеева, введение утилизационного сбора в варианте, который предлагает госорган (МИИР РК), повлечет удорожание импортной техники на 10%, что в конечном счете скажется на кошельке потребителя.
«У фермера должен быть выбор в технике. Тем более мы сейчас активно диверсифицируем посевные площади: никогда в истории Казахстана не было таких объемных площадей по льну, бобовым культурам, масличным, никогда на севере не сеяли сою. Это мировые тренды, которые нас заставляют быть конкурентоспособными. Для всего этого нужна высокопроизводительная импортная техника, которой у нас нет», — говорит он.
По его словам, госорган хоть и называет утильсбор «экологическим сбором», на деле рассматривает его как способ по защите внутреннего рынка сельхозтехники. Многие фермеры уже выстроили технологический процесс производства с использованием импортной техники, и чтобы перейти на отечественную (менее производительную) технику, он будет вынужден понести дополнительные затраты: набор дополнительного персонала механизаторов, потеря времени и качества продукции.
Вместе с тем мелкие аграрии все же предпочитают использовать отечественные комбайны и тракторы, ведь они дешевле и их «лошадиных сил» достаточно для небольших площадей.
«Мы понимаем, что просто ограничивать фермера в выборе нельзя, нужно поддерживать сельхозмашиностроителей другими способами: предоставить им льготные кредиты и преференции. Они вносят свой вклад в развитие сельского хозяйства. Решением может быть предоставление льготных кредитов отечественным машиностроителям для дальнейшего развития и увеличения доли локализации производимых тракторов и комбайнов. Кроме того можно предусмотреть увеличение норматива инвестиционных субсидий на отечественную технику», — говорит Ербол Есенеев.
В Департаменте АПК предлагают принимать решение на основе анализа, вводя этот инструмент в оборот постепенно, эволюционным путем.
«Мы должны проанализировать, где мы находимся, что мы хотим сделать через 5-10 лет. Тем более было поручение Елбасы об увеличении производительности труда в сельском хозяйстве в 2,5 раза (…) Мы говорим: давайте поэтапно идти к этому. Что значит 10% от стоимости, откуда эта цифра, где расчет? Отрасль очень чувствительная, любое неосмотрительное действие со стороны госорганов приведет к негативным последствиям», — отмечает спикер.
Кроме того пришло время, когда необходимо на законодательном уровне установить четкие критерии сервисного обслуживания к производителям и официальным дилерам, ведь не секрет, что доставка необходимых запчастей в период массовых работ занимает значительное время и негативно сказывается на сроках посева и уборки урожая. Фермеры требуют, чтобы в каждом регионе был свой сервисный центр и склады необходимых запчастей.
ЧЕМ МОТИВИРУЮТ МАШИНОСТРОИТЕЛИ?
Директор Департамента обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен» Арман Мамбетаев, который выражает интересы более 20 производителей сельхозтехники и навесного оборудования, отмечает, что вопрос о введении утильсбора поднимается не первый год.
Еще в прошлом году была договоренность на площадке «Атамекена», что в перспективе эта мера будет введена в середине 2019 года. И для нивелирования рисков сельхозтоваропроизводителей предлагалось предусмотреть увеличение норматива инвестиционных субсидий на отечественную технику с 25 до 35%, введение скидочных сертификатов за сдачу старой техники до 3 млн тг, улучшить правила льготного лизинга техники. Это будет дополнительным стимулом покупать именно отечественную технику.
Помимо этого сельхозтоваропроизводители поднимали вопросы повышения уровня локализации, соблюдения стандартов качества и развития сервисных услуг.
«Эти вопросы в той или иной мере были реализованы. Субсидирование есть, скидочные сертификаты внедрены, запущен льготный лизинг сельхозтехники от БРК, сервисная сеть наших производителей развивается, производители в рамках Соглашения о промышленной сборке уже взяли обязательства по ежегодному повышению локализации. Машиностроители развиваются, расширяют линейку под нужды своих клиентов-сельхозтоварпроизводителей», — говорит Арман Мамбетаев.
Он отмечает, что в последнее полугодие наблюдается рост производства техники на 25%. В лидерах Костанайская и Акмолинская области — аграрные регионы.
Для дальнейшего развития отечественного сельхозмашиностроения необходимо предусмотреть выделение льготных кредитов для увеличения локализации производства. Речь идет о порядка 20 млрд тенге на период 5-7 лет.
«На основе этого вопрос, который начался еще в 2018 году, подходил к своему логическому завершению — введению утильсбора, — но в рамках обсуждений даже среди сельхозтоваропроизводителей мнения разделились», — говорит Арман Мамбетаев.
По его словам, в основном против этого нововведения выступает крупный бизнес, который заинтересован в дорогостоящей импортной технике. Для малых хозяйств эффективнее использовать отечественную технику.
По информации дилеров, за 2017-2018 годы в Казахстан импортировано 259 комбайнов и 199 тракторов Jhon Deere и Class, в то время как сельхозтоваропроизводители приобрели 577 комбайнов и 615 тракторов отечественного производства.
«Ту же технику Jhon Deere может купить не каждый — по сути, это ограниченное количество крупных предприятий. При этом речь идет о ставке 5-7%. Остальные, большая часть, покупают отечественную технику», — отмечает директор Департамента.
Он считает, что принятие утильсбора ускорило бы процесс входа на рынок глобальных игроков — машиностроителей. Для примера — того же Class, с которым ведутся переговоры.
«Большой плюс отечественной техники — ее доступность, наличие комплектующих, отсутствием которых часто грешит импортная техника, когда срок ожидания доходит до месяца», — сообщил Арман Мамбетаев.
При этом сельхозмашиностроители должны задуматься о совершенствовании техники — систем автоматического вождения, документирования, изменения нормы расхода веществ, — и о повышении надежности ее работы.
«Сельхозтоваропроизводители голосуют рублем — производители сельхозтехники должны подстраиваться под их потребности, содействовать развитию аграрного сектора. Это позволит достигнуть мультипликативного эффекта в развитии как сельского хозяйства, так и машиностроения», — отметил спикер.
На прошедшем заседании обоих комитетов была выработана общая позиция: если вводить утилизационный сбор на трактора и комбайны, то только на те, которые производятся на территории Казахстана, и их взаимозаменяемые аналоги.
Это логично. Технические возможности наших производителей ограничены, нет смысла устанавливать барьеры по той технике, которую мы не производим.
В итоге выгоду получат все. Обеспечивая гарантированный сбыт, сельхозмашиностроители получат возможность кратно увеличить производство техники и расширить линейку. Аграрии смогут покупать трактора и комбайны по доступной цене с надлежащим сервисом.