Это, конечно, случайности, но однако же любопытные: двое из семерых сегодняшних претендентов на пост главы Казахстана не только выдвинуты таковыми в один и тот же день, 26 апреля, но и оба почти одновременно, 6 мая с разрывом всего в час, утверждены Центризбиркомом РК официальными кандидатами в президенты республики. Эти персоны — секретарь Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК) Жамбыл Ахметбеков и выдвиженец общественного объединения «Ұлт тағдыры» («Судьба нации») Амиржан Косанов, передает ИА Qazweek.kz со ссылкой на contur.kz.
Ахметбеков и Косанов принадлежат одному поколению с той лишь разницей, что первый старше второго всего на три года. В их личных биографиях обнаруживаются общие черты. Например, оба в молодости вступили в КПСС. Косанов — во время службы в советской армии в Москве, Ахметбеков — на селе в Кургальджинском районе Целиноградской области после окончания Целиноградского сельхозинститута.
Оба с молодости получили опыт практической общественно-политической работы. Ахметбеков — там же на селе в качестве секретаря комитета комсомола совхоза «Кургальджинский», инструктора идеологического отдела Кургальджинского райкома Компартии Казахстана и первого секретаря Кургальджинского райкома ЛКСМ Казахстана. А Косанов активно комсомолил в Казахском Государственном Университете им. С.М.Кирова, да так активно, что был целым секретарем комсомольской организации. На те золотые застойные годы пришелся тот самый, незабываемый 1986 год… И насколько можно понять из некоторых публикаций тех времен, и особенно, в первые годы Независимости, на тему «Косанов и Декабрь 1986 года», можно написать отдельную статью, освежить так сказать, людскую память…
Не бросил комсомольскую стезю молодой коммунист Косанов и после успешного окончания журфака КазГУ — после непродолжительной работы в отделе партийной жизни органа ЦК Компартии Казахстана газеты «Социалистік Қазақстан» — он возник уже в серьезной номенклатурной обойме в качестве первого секретаря Фрунзенского райкома комсомола. Затем и заведующего отделом политики ЦК ЛКСМ Казахстана в Алматы.
Наконец, оба в так называемые перестроечные годы, на которые пришлась поздняя молодость Ахметбекова и Косанова, не выступали, как некоторые коммунисты, публично против коммунистического режима и не рвали в клочья на митингах свои билеты членов КПСС, в рядах которой пробыли до ее самороспуска и распада СССР.
Но в дальнейшем на жизненных путях Ахметбекова и Косанова начинаются различия. Если Ахметбекову в те сложные времена приходилось довольствоваться скромными должностями в сельских администрациях, а однажды даже уходить рядовым механиком на сельскую автозаправку, то служебная карьера Косанова уверенно шла в гору. С 1991-го он три года работал начальником отдела и заместителем председателя республиканского Госкомитета по делам молодежи, а также заместителем министра по делам молодежи, туризма и спорта РК.
Этот подъем достиг апогея в 1994 — 1997 годах, когда Косанов трудился пресс-секретарем тогдашнего премьер-министра Акежана Кажегельдина и одновременно руководителем пресс-службы правительства. И после ухода Кажегельдина с поста главы кабинета министров Косанов не остался не у дел, а стал сначала зампредседателя, а затем и председателем исполкома созданной экс-премьером оппозиционной Республиканской народной партии Казахстана (РНПК).
Ахметбеков на всем протяжении своей служебной и политической карьеры не занимался частным предпринимательстве и остался привержен коммунистическим убеждениям, не приемля частной собственности. Тогда как бывший член КПСС Косанов еще в 1990-х быстро сдружился с представителями молодого казахстанского бизнеса, а затем вместе с журналистом и коллегой по работе в пресс-службе Кажегельдина Ермуратом Бапи учредил и возглавил собственное частное предприятие — ТОО «Центр социально-экономических, общественно-политических инициатив «Реформа», совмещая оппозиционно-политическую и хозяйственную деятельность.
В 2002 году ТОО «Реформа» подверглась проверке налоговых органов, которые сочли, что предприятие недоплатило в бюджет более 3 млн тенге. В ответ Косанов объявил «Реформу» некоммерческой организацией и увидел в претензиях налоговиков происки власти, обусловленные его личной оппозиционностью, о чем объявил на пресс-конференции. Дальнейшее расследование показало, что «Реформа» получила из-за рубежа, от зарегистрированных в США на имя некого Рината Ахметшина международного фонда «Казахстан-XXI век» и Международного евразийского института экономических и политических исследований, несколькими траншами в общей сложности более 170 тысяч долларов и, по мнению налоговиков, все-таки занималась коммерцией. В итоге в 2003 году в Алматы суд приговорил Косанова к штрафу и условному лишению свободы на один год. Тогда как Ахметбеков за невеликую зарплату занимался в 1998 — 2003 годах военно-патриотическим воспитанием молодежи в акмолинском областном лицее «Сункар», Дружбинской средней школе и районо у себя на родине.
Вхождение Жамбыла Ахметбекова в большую политику началось с 2005 года, когда он был замечен руководством Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК), отколовшейся от Коммунистической партии Казахстана (КПК), и стал вначале руководителем аппарата, а затем и секретарем КНПК. На президентских выборах весной 2011 года кандидат от КНПК Ахметбеков занял третье из четырех возможных мест. Через год, а затем и в 2016 году он получил один из семи мандатов народных коммунистов в мажилисе после выборов нижней палаты парламента V и VI созывов.
После вторичного выдвижения Ахметбекова кандидатом в президенты 26 апреля текущего года XIV внеочередным съездом КНПК он представил тезисы проекта своей предвыборной платформы «Честный труд на благо общества». В ней: отказ от западного влияния ложных ценностей; приоритет чтения бумажных книг перед просмотром интернета; борьба с безработицей; введение повышенных налогов на богатых; интеграция в рамках ЕАЭС и инициированной Китаем и поддержанной Казахстаном программы «Один пояс – один путь»; отмена ЕНТ и внедрение выборности акимов всех уровней. Таким образом в политической части платформы — последовательное отстаивание Ахметбековым коммунистической идеологии, которой он также следовал на президентских выборах в 2011-м и на парламентских в 2012 и 2016 годах.
Политическая эволюция Амиржана Косанова выражается не только его быстрым отходом от коммунистических взглядов к либерально-демократическим. Он прошел замысловатый путь и после. В 2005 году Косанов был избран первым заместителем председателя оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), которая осенью 2009-го объединилась также с оппозиционной партией «Азат» во главе с бизнесменом, бывшим членом партии власти «Нур Отан» и бывшим мажилисменом Болатом Абиловым. На их совместном съезде Амиржан Косанов был удостоен чести возглавить объединенную ОСДП «Азат» в качестве ее генерального секретаря.
В этой должности через полгода, весной 2010-го, Косанов вместе с сопредседателями ОСДП «Азат» Жармаханом Туякбаем и Болатом Абиловым в большой группе общественно-политических деятелей страны подписал письмо Нурсултану Назарбаеву, спикерам палат парламента Касым-Жомарту Токаеву и Оралу Мухамеджанову, премьер-министру Кариму Масимову против вступления Казахстана в Таможенный союз с Белорусью и Россией, а также против китайского экономического присутствия в республике.
Но в дальнейшем Косанов разошелся в политических взгядах с Туякбаем, по инициативе которого весной 2013 года не был допущен на X съезд ОСДП «Азат» и заочно смещен с поста ее главы. В результате этого внутреннего раскола в ОСДП «Азат» Косанов, лидер прежнего «Азата» Абилов и их сторонники покинули ОСДП. При этом давний соратник Косанова Ермурат Бапи остался с Туякбаем и недавно сменил его на посту главы ОСДП, которая нынешние президентские выборы бойкотирует.
«Есть такое понятие, как моральное право, — утверждал Амиржан Косанов в январе 2014 года в большом интервью сайту «Vласть». — Люди из оппозиции за это жизни отдавали, в тюрьмах сидели, а господин Туякбай пожинал плоды объединения 2005 года – вся оппозиция на него работала, она выдвинула его единым кандидатом на президентских выборах. И он предал не меня – он предал идеалы единства и… половину партии ОСДП «Азат». Партия «Азат» ради объединения пошла на ликвидацию. Этот шаг дорогого стоит! В 2009 собралось 300 делегатов от двух партий, они поверили в то, что мы способны объединиться. И когда Туякбай берет из 300 делегатов 150, Косанова не пускает, «азатовцев» не приглашает и принимает другое решение, я считаю, что он попросту «кинул» 150 делегатов, за каждым из которых стоят люди. Если считать половину ОСДП «Азат», я бы сказал, 125 тысяч членов партии он «кинул».
«Я, пусть, романтик, но я хочу показать, что политикой могут заниматься и порядочные люди», — отмечал в том же интервью Косанов, за полгода до этого не поспешивший поддержать абиловский «Азат» после объявления об уходе из политики на неопределенное время Болата Абилова. «Азат», который до сих пор сохраняет государственную регистрацию, но, по сообщению Центризбиркома РК в начале нынешней кампании по выборам президента Казахстана, безвестно пропал с политического поля страны.
Понять, почему он остался безучастен к судьбе «Азата», помогает дальнейшая политическая эволюция Косанова и его выдвижение кандидатом в президенты национал-патриотическим объединенем «Ұлт тағдыры», функционирующим с 2005 года, но долго не жаловавшим Амиржана Сагидрахмановича особым вниманием.
В начале 2018-го Косанов выступил одним из организаторов форума «Жана Казахстан» («Новый Казахстан»). В апреле прошлого года он и еще несколько человек посетили столицу Евросоюза Брюссель, где Косанов выступил модератором встречи с экс-премьер-министром республики Акежаном Кажегельдиным. В июне прошлого года делегация «Жана Казахстана» побывала в Вашингтоне, где встречалась с конгрессменами, сенаторами и представителями USAID. Темой их обсуждения стал инициированный жанаказахстанцами накануне 31 мая, Дня памяти жертв политических репрессий в Казахстане, меморандум «О признании геноцида казахов». О чем после возвращения из-за океана представители форума, в том числе Косанов, рассказали на пресс-конференции в Алматы.
«Казалось бы, причем тут американский истеблишмент и трагические события казахстанской истории XX века? — задавался после пресс-конференции вопросом сайт 365info.kz. — Однако в этом случае казахстанские националисты просто-напросто следуют по проторенной украинскими единомышленниками дорожке. Как упоминается на сайте Aldar KOSE, в июне 2018 года в палате представителей Конгресса США была представлена резолюция, в которой голодомор 1932–1933 годов признается геноцидом украинского народа. Таким образом, жанаказахстанцы не скрывают, что свою идеологию и политстратегию они кроят, заимствуя украинские лекала».
«Принятие гражданским обществом меморандума «О признании геноцида казахов» станет подлинным показателем независимости Республики Казахстан, — утверждается в меморандуме, к составлению которого вряд ли не приложил руку опытный журналист Косанов. — Принятие такого документа даст мощный толчок к процессам декоммунизации, переосмысления прошлого и в конечном итоге позволит совершить акт покаяния».
«О каком покаянии идет речь? — комментировала цитируемый тезис журналист и политолог Айгуль Омарова. — Давайте тогда призовем Испанию покаяться за инквизицию, Англию — за истребление коренных народов завоеванных территорий, США — за резервации индейцев. Почему об этом не говорят все, кто кричит о необходимости покаяния?».
А вот и ответ, почему Косанов выдвинут именно национал-патриотическим объединением «Ұлт тағдыры»: «Заявивший о себе в прошлом году национал-патриотический проект форума «Жана Казахстан» связан своим генезисом с «Ұлт тағдыры», — отмечается в комментарии на сайте Информационно-аналитического центра МГУ. — По словам активиста форума Серикжана Мамбеталина, жанаказахстанцы во многом опирались на организационный потенциал «Ұлт тағдыры». К тому же сам Косанов является активным участником проекта «Жана Казахстан».
В результате принадлежащие одному поколению, вышедшие из одной шинели и обладающие некоторыми общими чертами вплоть до случайного совпадения в датах выдвижения (в Страстную пятницу — день распятия Христа) и утверждения кандидатами в президенты (в день победы Николя Саркози на выборах президента Франции в 2007 году) народный коммунист Жамбыл Ахметбеков и эволюционировавший в национал-патриоты Амиржан Косанов — все-таки очень разные люди. И оценивать их можно тоже с полярных позиций.
Ахметбекова можно воспринимать ортодоксом и последователем идеологии, которая не предотвратила краха экономики и политического развала СССР, а можно — принципиальной личностью, не изменяющей своим внутренним убеждениям всю взрослую жизнь вопреки любым тяготам и поражениям. Точно так же Косанова — не только разносторонним и гибким деятелем, чувствующим себя в политических бурях, как рыба в воде, но также политическим конъюнктурщиком и карьеристом, пусть и с романтическим уклоном.
Но это уж как решит большинство избирателей через месяц в день выборов президент