-10.1 C
Алматы
Суббота, 11 января 2025
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Общество

    Геноцид черкесов — еще одно преступление России

    Российские власти до сих пор отрицают сам факт чудовищного преступления и не дают потомкам черкесов вернуться на Родину.

    Три дня отделяют день памяти о трагедии крымских татар от еще одной страшной и трагической даты, также имеющей отношение к истории Украины – 21 мая отмечается день памяти геноцида черкесов в ходе Русско-Кавказской войны, одной из самых длительных и кровавых войн в русской истории.

    Кавказ – одна из колыбелей мировой цивилизации, место обитания многих древних народов. Он никогда не входил в границы России. Там не было русского населения, но петербургские цари решили включить его в пределы «русского мира». Сто один год, с 1763 по 1864 гг., царские войска вели войну за «покорение», т.е. колониальное завоевание Кавказа.

    21 мая 1864 года в урочище Красная Поляна близ Сочи, где тогда располагался черкесский аул Кбааде, а ныне — горнолыжный курорт и один из ключевых объектов прошедшей сочинской Олимпиады, соединились четыре мощных русских отряда, завоевывавших Западный Кавказ с четырех разных направлений. День этой встречи, 21 мая 1864 года, и был объявлен днем окончания Кавказской войны. Великий князь Михаил Николаевич, брат царя, официально провозгласил об окончательном «покорении Кавказа». Состоялись торжественный молебен и военный парад.

    Одним из главных народов, населявших Кавказ и наиболее активно противившихся приходу на эту древнюю землю «русского мира», являлись черкесы. Имя этого народа на самом деле знакомо любому украинцу – ведь именно от него происходит название города Черкассы. Как и старинное название казаков, которых, как известно, часто именовали «черкасами».

    Черкесы — древний и весьма своеобразный народ. Их предки были автохтонным населением северо-западного Кавказа и Восточного Причерноморья. Сами себя они называют адыги. В Украине и России их обычно именовали черкесами, в западных языках называют и сейчас.

    Черкесы сыграли важную роль в истории Украины, приняли участие в этногенезе современных украинцев. Многие группы черкесов, поселившиеся в Украине, вошли в состав украинского народа. Проникновение черкесов в Украину началось с десятого века. Первые упоминания о касогах, предках черкесов, в летописях связаны с периодом правления в Киевской Руси князя Святослава Игоревича.

    Черкесы являются одним из главных элементов этногенеза украинского казачества. Версия происхождения казаков от черкесов встречается во многих старинных книгах. Так, Иоганн Бларамберг, историк 19 века, ссылаясь на архивы Коллегии по иностранным делам Российской империи, описывает одну из версий происхождения казаков: «В 1282 году хан Баскак привел черкесов из района Пятигорья и Бештау к Курску и поселил их там, назвав казаками». В книге С. Богуша, «История о Таврии», вышедшей в 1806 г., говорится, что историю о том, как Баскак привел черкесов с Северного Кавказа, из Пятигорья и Бештау, Бларамберг продолжал так: «Каневский губернатор позволил им (черкесам) поселиться на Днепровских берегах. Тут построили они село, которое назвали Черкасском, именем древнего своего отечества». Еще Пантелеймон Кулиш, этнограф 19 века, объезжая окрестности города Черкассы, спрашивал жителей: «Вы какого роду племени? Вы украинцы?» — «Нет», — отвечали ему. «Вы великороссы?» — «Нет, не великороссы». «Вы малороссияне?» — «Нет», — отвечали ему. «Мы черкасы». Это были потомки черкесов.

    С течением времени черкесы растворились, ассимилировались в массе прочих украинцев. На протяжении XIV-XV вв. наблюдается несколько волн черкесской военной эмиграции на территорию Среднего Поднепровья и Левобережной Украины. Черкесские поселенцы ассимилировались среди постоянно увеличивавшегося славянского населения, но территория и народ Украины назывались Черкасией вплоть до времен Екатерины II. Различие между терминами черкес и черкас совершенно условное. Форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке.

    Оставили черкесы след и в культуре украинцев. Достаточно сказать, что прическа оселедец – именно черкесского происхождения, а согласно одной из версий, фамилия «Шевченко» имеет черкесские корни. Стоит иметь в виду, что часто встречающиеся фамилии, как правило, имеют несколько корней, происходят от разных значений, черкесское – одно из них. «Шеуджен» по-черкесски — «священник». С периода раннего средневековья черкесы были православными христианами, но после начала распространения ислама черкесские священники эмигрировали в Украину, их и называли «Шеудженко». Окончание «КО» (кьо) имеет в черкесском языке значение «сын». Фамилия «Мазепа» может быть переведена именно с черкесского языка, ни на каком другом языке она не имеет значения. Как именно, есть несколько версия – это тема для отдельного материала. Другая весьма распространенная фамилия Шевчук восходит к адыгской фамилии Шевацук. Фамилия Чумак происходит от украинского термина «чумак», которым обозначали возницу повозки, запряженной быками или волами, на которой перевозили рыбу, соль и зерно. Этот украинский термин совершенно совпадает с адыгской фамилией Чамок (Цуамыкъу), которая также обозначает возницу повозки, запряженной волами. Этот список можно продолжать долго.

    Сражались черкесы и в составе УПА. С крымскими татарами у черкесов также были очень тесные отношения.

    Черкессия занимала всю западную и центральную часть Северного Кавказа, т.е.   в числе прочего, современное черноморское побережье Кавказа и  Кубань. Большинство современных курортных поселков на черноморском побережье РФ были возведены в ходе Кавказской (русско-черкесской) войны как русские крепости. И почти все эти крепости были на том или ином этапе войны захвачены горцами — черкесами.

    Поскольку земли черкесов были наиболее близки к тогдашним границам империи, именно на них пришелся первый удар русских завоевателей Кавказа. Операцию по завоеванию Черкессии начала Екатерина II примерно в то же время, когда она ликвидировала и остатки автономии Украины. Вскоре после первого наступления русских войск на черкесские земли в письме Вольтеру от 22 сентября 1769 года императрица радостно сообщила, что горцы «приняли подданство России», и что «в крае воцарился вечный мир».

    Как и в современной украинской истории, радость правителей России  по поводу окончательного установления «русского мира» оказалась преждевременной. От Екатерины Второй до Рамзана Кадырова тянется эта долгая череда реляций о «воцарении окончательного спокойствия на Кавказе».

    Русско-Кавказская война шла на двух основных направлениях – дагестано-чеченском и черкесском.

    Восточная часть Черкессии – Кабарда (сейчас ее земли входят в состав Кабардино-Балкарской республики, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики РФ,Северной Осетии, Ингушетии, Чечни) была окончательно завоевана лишь в 1822 году, это заняло целых пятьдесят девять лет. «Победу русского оружия» дала лишь разразившаяся среди черкесов (скорее всего, специально вызванная) эпидемия чумы, она унесла 90% населения, и от трёхсот тысяч жителей Кабарды осталось тридцать тысяч. Завоевание Западной Черкессии русскими завершилось в 1864 году, через пять лет после пленения имама Шамиля.

    Война с черкесами с самого начала отличалась особой жесткостью и велась русскими путем геноцида и этнических чисток.

    Николай I  в рескрипте от 25 сентября 1829 г. на имя И.Ф. Паскевича, в то время главнокомандующего на Кавказе, повелевал:

    «Кончив, таким образом, одно славное дело (войну с Турцией), предстоит вам другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнее — усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».

    Кончить это «другое славное дело» удалось, однако, нескоро. Николай, во всяком случае, до этого момента не дожил. Как не дожили еще несколько сот тысяч человек.

    «Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. Почти нет никакого способа их усмирить, пока их не обезоружат, как обезоружили крымских татар — писал Пушкин в первой главе «Путешествия в Арзрум».

    В конце войны с черкесами российская армия на Кавказе насчитывала 300 тыс. человек, ежегодные потери составляли по 30 тыс. человек. На войну уходила шестая часть всего государственного дохода.

    В ходе боевых действий российская армия сжигала аулы вместе с жителями. Особенно широко применялась тактика голодомора – войска уничтожали посевы и запасы продовольствия, обрекая горцев на голод.

    Более того, царское правительство приняло решение: полностью очистить Кавказ от его коренных обитателей – черкесов. Физически уничтожить целый народ. А тех, кто останется в живых – выслать из родных мест, изгнать за пределы расширившейся империи.

    Причем выселение было организовано в виде голодомора – так, чтобы большая часть выселяемых погибли от голода и болезней.

    Генерал-майор Ростислав Фадеев, участник боев с черкесами и официальный военный историк писал: «Цель и образ действий в задуманной войне были совсем иные, чем покорение восточного Кавказа (Чечня и Дагестан). Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей.

    Изгнание горцев и заселение западного Кавказа русскими — таков был план войны в последние четыре года. Земля закубанцев (черкесов) была нужна государству, в них самих не было никакой надобности.

    Главная задача черкесской войны состояла в том, чтобы сбить неприятельское население с лесной равнины и холмистых предгорий и загнать его в горы, где ему было невозможно долго прокормиться.

    Горцы потерпели страшное бедствие: в этом нечего запираться, потому что иначе и быть не могло. Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа, потому только, что горцы не хотели покориться.

    Надо было истребить горцев наполовину, чтоб заставить другую половину положить оружие. Но не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения — женщины, дети. При наших погромах множество людей разбегалось по лесу в одиночку; другие забивались в такие места, где нога человека прежде не бывала».

    Российские историки царской поры и участники тех событий писали вполне откровенно — жили они еще до эпохи политкорректности, во времена расцвета колониализма. Так что тогда скрывать что-либо русские не считали нужным.

    По официальным (и заниженным) российским данным, из более чем миллиона адыгов (черкесов) в ходе Русско-Кавказской войны погибло свыше 400 тыс. черкесов, было выселено 497 тыс. человек, на исторической родине осталось около 80 тыс. По данным современных историков, в ходе Русско-Кавказской войны погиб 1 000 000 черкесов, с Кавказа в Турецкую империю было изгнано 1 500 000 человек, но лишь 500 000 из них  достигли границ Турции, около миллиона человек погибли от голода и болезней.

    Вот как описывает этническую чистку черкесов 1863-1864 гг. офицер русской армии Иван Дроздов: «В конце февраля отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их.… Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак. Весь северо-западный берег Черного моря был усеян трупами и умирающими, между которыми сохранялись небольшие оазисы еле живых, ожидавших своей очереди отправления в Турцию». [И. Дроздов. Последняя борьба с горцами на Западном Кавказе // Кавказский сборник. 1877. Т. 2. С. 548].

    Адольф Берже, официальный историк Кавказской войны, так описывал ход депортации в новороссийской гавани: «Позднее, ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшая между горцами эпидемия тифа и оспы делали положение их отчаянным. И действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью, в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери. А подобных сцен встречалось немало…» [А. П. Берже. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина. 1882. Т. XXXIII, январь. С. 170].

    Российские власти торжествовали. Как писал генерал Фадеев, «черкесы испытали в последнее время такое неимоверное нравственное потрясение, что им уже невозможно от него оправиться, они отданы во власть России как малые дети… Все нынешнее закубанское туземное население составляет запуганную толпу, которой правительство может дать какое угодно направление… Нечего больше опасаться напуганных и истерзанных остатков черкесского населения». [Р. А. Фадеев.»Дело о выселении горцев», Собр. соч. СПб., 1890. Т. 2. С. 65].

    Прогноз генерала, однако, оказался неверным.

    Черкесы не исчезли с исторической сцены, сейчас их общая численность составляет около пяти миллионов человек, но лишь менее миллиона проживает на своей исторической Родине – на Кавказе. Остальные являются потомками насильственно изгнанных, и разбросаны почти по пятидесяти странам. Большая часть живёт в Турции.

    Российские власти до сих пор официально отрицают факт черкесского геноцида, в РФ земля черкесов разделена на пять административных единиц. Москва всячески противится их единству и возвращению на Родину предков. Черкесы – народ, искусственно разделенный властями России, история которого замалчивается. Москва преднамеренно создает условия, при которых черкесская молодежь вынуждена в поисках работы покидать Кавказ и перебираться в Россию – чтобы, как того хотят власти, они ассимилировались.

    Черкесы РФ и всего мира борются за свое единство, за право вернуться на историческую Родину, за сохранение своей культуры и исторической памяти и за признание совершенного в отношении их народа страшного преступления – геноцида и голодомора.

    Многострадальный Украинский народ, как никто другой, может с сочувствием и пониманием отнестись к трагедии Черкесского народа, которого лишают права на возвращение на Родину и даже права на историческую память.

    Российские власти отрицают сам факт чудовищного преступления – геноцида черкесов. Однако искажать правду им становится все труднее и труднее. Парламент Кабардино-Балкарской Автономной Республики 7 февраля 1992 года принял специальное постановление (N 977-XII-B), которым признается факт геноцида черкесского народа русскими захватчиками в период Русско-Кавказской войны. 29 апреля 1996 года Государственный совет — Хасэ — Республики Адыгея РФ, — принял специальное постановление (№ 64-1), в котором обращается с просьбой к Государственной Думе Российской Федерации, чтобы она официально признала геноцид черкесов, совершенный царской Россией в XIX-ом веке. Ответа на это и многие аналогичные обращения от российских властей нет до сих пор. 15–17 июля 1997 года находящаяся в Голландии авторитетная организация «The General Assembly of the Unrepresented Nations and Peoples Organization» приняла специальную резолюцию «О положении черкесского народа». Организация обратилась к Российской Федерации и международной общественности с призывом признать геноцид черкесского народа и с просьбой присвоить черкесскому народу статус беженцев.

    21 мая 2011 года парламент Грузии принял постановление «О признании геноцида черкесского народа в ходе и после Русско-Черкесской войны 1763-1864 гг.». Грузия стала первым независимым государством, признавшим геноцид черкесов.

    19 мая 2014 года с просьбой о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны к исполняющему обязанности президента Украины, председателю Верховной рады Александру Турчинову обратился ряд общественных деятелей Северного Кавказа и Израиля: я, советник Черкесского Конгресса Авраам Шмулевич, (Израиль), главный редактор информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслан Шаззо (Республика Адыгея), историк, заслуженный работник культуры Республики Адыгея Альмир Абрегов, член партии «Западный выбор» Эльвира Кулокова (Республика Адыгея). После чего законопроект о признании геноцида черкесов начал продвигаться в Раде, в прошлую каденцию он был внесён в повестку.

    Признание геноцида черкесов имеет для Украины не только моральное значение. Стране, борющейся с внешней агрессией, необходимо искать новых друзей. И Кавказ может стать союзником Украины против имперской Москвы.

    Можно надеяться, что в самое ближайшее время  постановление о признании геноцида черкесов Российской империей, геноцида  братского народа, примет и Верховная Рада Украины.

    21 мая – это день скорби и памяти не только черкесского народа, но и всех народов, ставших жертвами безжалостного разрушительного российского колониализма, жертвами российской агрессии.

    Источник

    Похожие записи

    Казахстанцы, подавшие заявку на 42 500 тенге после 15 апреля, не смогут претендовать на вторую выплату

    Фариза

    Задержан главный редактор «Уральская неделя» ехавший встречать Макс Бокаева из колонии

    Фариза

    Алматинец написал запрос в МВД: Можно ли носить футболку с надписью «От правды не убежишь»?

    Оставить комментарий

    20 + 17 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.