4 C
Алматы
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Общество

    Почему современные мусульмане могут быть геями и лесбиянками? Рассказала тюрколог

    12 апреля в Алматы прошел Международный фестиваль исламской культуры, где выступил казахстанский ЛГБТ-активист Амир Шайкежанов. Он прочитал лекцию о том, есть ли место в исламе для представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, пишет портал caravan.kz

    Лектор рассказал, что говорит официальный ислам о гомосексуальности, а также о том, какие интерпретации и версии в отношении этого вопроса существуют в современном исламе.

    По словам г-на Шайкежанова, есть ряд исследователей, которые считают, что вообще-то в начале формирования ислама как религии отношение ко многим вещам было не таким, каким мы его видим сейчас. В том числе зачастую предполагалось, что для мужчины нормально испытывать влечение как к женщинам, так и к молодым мужчинам.

    Также он говорил, что, по сути, Коран осуждает, но при этом не говорит, что с гомосексуалами нужно что-то делать. Нет однозначных интерпретаций, каким образом нужно к ним относиться.

    Тюркологом Айман Кодар рассказала, могут ли представители ЛГБТ-сообщества быть мусульманами.

    — Если смотреть с современной точки зрения, то тут идет смешение смыслов идентичности, что если ты мусульманин, то твоя сексуальная ориентация не может быть нетрадиционной.

    Здесь путается традиционная патриархальная исламская гендерная норма со всей многогранной идентичностью человека. Необходимо сделать расщепление стереотипа, который идёт по модели «если, то…». И если на самом деле брать ислам и ареал его распространения, то, например, в Иране культура мальчиков-виночерпиев как-то сочетается с религией.

    — Могли ли они иметь с ними более тесные отношения?

    — Да, потому что это было нормой, но необходимо учитывать, что иранская культура не чисто мусульманская. Однако отношения подобного рода там были.

    Сексуальная ориентация — это, наверное, ещё более интимная сфера жизни человека, на которую не должно оказываться давление, исходящее из подобных цепочек: если мусульманин, то обязательно гетеросексуал. И то, что человек верит в Бога, ещё не значит, что он святой и не имеет права на самоопределение.

    Человек тем и удивителен, что он представляет собой микс из выбранной им религии, ориентации, идеологии. И одна вещь, например религия, не может определять другую, например ориентацию. Тогда по этой логике можно сказать: если мусульмане все гетеросексуалы, то атеисты все гомо? А ведь в реальности все совсем не так.

    — Как можно описать ислам в современном Казахстане?

    — Мне кажется, у нас ислам довольно-таки ритуален и в какой-то степени стал симулякром, то есть символом без содержания. Большинство по инерции или по привычке совершают определённые ритуалы, но не понимают их глубинного смысла.

    А когда случается что-то, что нарушает нашу «патриархальную норму», то используют религию как средство для борьбы с этими «аномальными явлениями». И я знаю, что девушек-лесбиянок, например, родители ведут к муллам, чтобы снять с них это проклятие.

    То есть вот такое бывает лицемерие. Здесь я подразумеваю не самых ответственных и временами не совсем адекватных верующих, которые не всегда понимают, что и для чего они делают.

    — Если человек — нетрадиционной ориентации, но при этом придерживается ислама, противоречит ли это религиозным канонам?

    — Ну, религия много чего не разделяет. Например, убийство и воровство, но ведь есть мусульмане-убийцы, те же шахиды, есть и воры. То, что это не принимается религией, — не значит, что человек соблюдает этот канон или закон.

    Он может не соблюдать, но верить именно через эту систему. Это же тоже часть его, язык, эгрегор, из которого не так легко уйти. То есть я хочу сказать, что если мусульманин нарушает какую-то заповедь, он не перестаёт быть мусульманином. Если он верит в Аллаха и в то, что его пророк — Мухаммед.

    — То есть ислам и ЛГБТ-сообщество могут нормально сосуществовать?

    — Я думаю, да, но это, конечно, может порождать какой-то внутренний конфликт, но мне кажется, когда у человека одна идентичность не предполагает другую, а наоборот оставляет простор для выбора, тогда человек становится свободным. И нам надо такими людьми восхищаться, а не давить на них бесконечными нормами, лишая их индивидуальности.

    — Может ли в Казахстане наступить такой момент, когда ислам адаптируется под современные реалии и к геям и лесбиянкам не будет такого пренебрежительного отношения со стороны верующего населения?

    — Вообще у нас светское государство, поэтому религия не может играть настолько ключевую роль в отношении сексуальной ориентации других людей. Но вообще надо учиться толерантности и более глобальному, космополитному мышлению, которое не борется с другой точкой зрения, а спокойно даёт ей существовать.

    Но мы ещё молодое государство, нам нужно на что-то опираться, а такой взгляд возможен, только когда государство уже устоялось и даже застоялось и требуются перемены. Нам, наверное, нужно ещё лет 30, чтобы к этому прийти.

     Александр Григорянц

    Похожие записи

    Рискуя жизнью, сотрудник ЦОНа спас флаг Казахстана от пожара (ВИДЕО)

    СпецЦОН на вокзале Нур-Султана остался без интернета

    Фариза

    Число скончавшихся от коронавируса достигло 1 491 человек

    Оставить комментарий

    1 × 5 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.