Полковник Павел В. стал свидетелем нарушения правил хранения боеприпасов в Арыси. По его словам, взрывоопасные ящики лежали на открытых площадках.
Напомним, первое сообщение о взрыве в складском помещении с последующим возгоранием на территории воинской части № 44856 города Арыси Туркестанской области поступило на пульт противопожарной службы 24 июня в 9 часов 20 минут. В результате инцидента погибли трое – двое военнослужащих и один гражданский. Пострадали в общей сложности 165 человек. Это по официальным отчетам властей.
Что там творилось на самом деле, вероятно, достоверно знают только местные жители, которые пережили те страшные взрывы и теперь повсеместно участвуют в восстановительных работах, сообщает ИА Qazweek.kz со ссылкой на медиа-портал Caravan.kz.
О том, что за долго до взрывов в Арыси предшествовало трагедии, рассказал офицер Павел Б.
Это был не просто военный склад, а огромнейший арсенал для хранения боеприпасов еще со времен СССР. За время моей службы в Погранслужбе КНБ РК мне приходилось неоднократно там бывать и видеть, как они (боеприпасы) хранились, – рассказывает офицер запаса Павел В. – Ящики с боеприпасами там лежали и на открытых площадках, и под землей, и под навесами…
Конечно, за всем не уследить, но то, что там однозначно присутствовал человеческий фактор, и ежу, как говорится, понятно.
Кто-то из солдат сигарету бросил, не затушив ее прежде хорошенько, кто-то осколок бутылки на траве не заметил, который, возможно, мог спровоцировать, как увеличительное стекло, огонь. Зажег траву, а пламя потом перекинулось на порох. Его, кстати, нельзя было там хранить.
– О каком порохе вы говорите?
– О пороховых пучках, которые, как обычно, остаются после стрельбы из минометов, скажем, или из орудий. Их по инструкции надо сжигать там же, на месте. А их опять-таки, возможно, неопытные старшины-контрактники, отвечающие за пункты выдачи боеприпасов на полигонах, могли не сжигать, а раскладывать по ящикам. Затем на склад привозить.
– Но там же кругом видеокамеры! Следователи наверняка уже давным-давно скачали с них всю информацию…
– В том-то и дело, что это и послужило, скорее всего, главной причиной увольнения из армии генерала Жасузакова. Значит, возможно, к нему идут следы и к его подчиненным генералам. Дыма без огня не бывает. Здесь, как я думаю, одно из двух: или бывшему министру обороны шел “левый” доклад от проверяющих, что, мол, там все в порядке. Или, наоборот, инспекторы принципиально докладывали о существующих проблемах, а чиновник все никак меры не принимал и не докладывал выше о возможных последствиях. Много нюансов. Теперь сам попал в опалу. Как бы в уголовном деле теперь не стал фигурантом. Пока же неясно, как этот высокопоставленный генерал уволен. С правом на пенсию или без? История пока об этом умалчивает.
– Господин полковник, считаете, что, если где-то горят леса и военные склады, значит, это кому-нибудь нужно?!
– Возможно, и так. Подождем окончания расследования. Поспешных выводов делать не надо. Но то, что пожар на арсенале мог уничтожить какие-то махинации с боеприпасами или их недостачу, тоже вполне возможно.
Владимир Северный