В ночь на 7 июля неизвестные ворвались в усиленно охраняемый дом президента Гаити Жовенеля Моиза, застрелили главу государства и тяжело ранили его жену.
Судя по видео с места событий, в ночь на среду был настоящий бой. Стены дома буквально изрешечены пулями. На теле 53-летнего Моиза насчитали 12 огнестрельных ранений.
По данным гаитянских властей, нападение совершила хорошо вооруженная и организованная группа, в которую входили 26 отставных колумбийских военных и два американца гаитянского происхождения. 17 из них, в том числе оба американца, задержаны, трое убиты в перестрелках с силами безопасности, еще восемь продолжают скрываться.
Сразу после нападения сообщалось, что преступники общались друг с другом на английском и испанском языках (Гаити — франкоговорящая страна).
«Иностранцы пришли в нашу страну, чтобы убить президента», — заявил глава гаитянской полиции Леон Шарль на пресс-конференции, где журналистам продемонстрировали арестованных и изъятое у них оружие.
За операцией по задержанию подозреваемых наблюдала возбужденная толпа, которая сожгла несколько автомашин и шумела возле полицейского участка, куда привели арестованных.
Кто у власти?
В целом в стране сохраняется спокойствие и продолжает действовать чрезвычайное положение.
Согласно гаитянской конституции, в случае гибели, недееспособности или отставки президента временно исполнять его обязанности должен председатель Верховного суда, но он недавно скончался от коронавируса.
Следующий в очереди — премьер-министр. Моиз с 2018 года менял их шесть раз, и за день до убийства назначил седьмого, Ариэля Анри.
Однако он не успел принять присягу, а предыдущий премьер, Клод Жозеф, его полномочий не признает.
ООН заявила, что Жозеф должен оставаться у власти до следующих выборов.
Правовые споры и два президента
Если с непосредственными участниками убийства все более или менее прояснилось, то о его заказчиках и их мотивах пока ничего не известно.
Жозеф, выступающий со всеми официальными заявлениями, сказал, что Моиза убили потому, что он боролся с некими местными «олигархами».
Но хотя о заказчиках убийства и их мотивах пока мало что известно, большой неожиданностью случившееся не стало.
Журналист телеканала Sky News Стюарт Рэмзи по горячим следам позвонил своим гаитянским знакомым. Они в один голос утверждали, что все к тому и шло, и главные потрясения впереди.
«Это затишье перед бурей», — сказал один из них о нынешней довольно спокойной обстановке в стране.
«Это могли быть бандиты, но они обычно не бывают так хорошо организованы. Это могли быть политики, но уверенности нет», — сказал другой собеседник Рэмзи.
Перевороты на Гаити — привычное дело, но в таких случаях лидер заговорщиков обычно сразу появляется на телеэкранах и выступает с заявлением. На сей раз такого не случилось.
Последняя неудавшаяся попытка имела место не далее как в феврале этого года. Были арестованы 23 человека, в том числе член Верховного суда Гаити и высокий полицейский чин. Они утверждали, что это был не путч, а действия, направленные на восстановление конституционного строя, поскольку срок полномочий Моиза, по их мнению, истек 7 февраля.
Президент настаивал, что должен покинуть свой пост годом позже. Противники обвиняли его в стремлении установить диктатуру.
Спор возник из-за того, что в первый год после выборов Моиз не мог приступить к президентским обязанностям из-за многочисленных обвинений в фальсификации итогов голосования.
Оппозиция объявила отставного члена Верховного суда Жозефа Жан-Луи временным президентом, а дальнейшее правление Моиза неконституционным.
Нищета, коррупция и беспорядки
Уровень поддержки Моиза последнее время резко упал из-за экономических трудностей, коррупции и разгула бандитизма. Впрочем, чрезвычайно низкой была и явка на выборах 2017 года, приведших его к власти.
В октябре 2019 года истек срок полномочий гаитянского парламента. Поскольку депутаты не успели к этому времени принять новый закон о выборах, Моиз отложил их на два года и стал править при помощи декретов.
Моиз уже пережил одно покушение. В октябре 2018 года в него стреляли, он остался жив, но погибли трое охранников.
В феврале и марте этого года в Гаити прошли массовые акции протеста против предложенных Моизом поправок к конституции. Он хотел упразднить пост премьер-министра и верхнюю палату парламента, а также увеличить срок полномочий президента с четырех до пяти лет и разрешить ему избираться на два срока подряд (сейчас между ними должен быть перерыв).
Демонстранты блокировали улицы кострами из автопокрышек и мусора. Полиция применяла резиновые пули.
60% 10-миллионного населения Гаити живет меньше чем на два доллара в день.
Стюарт Рэмзи, побывавший там несколько месяцев назад, увидел, что после разрушительного землетрясения 2010 года столица по-прежнему выглядит как поле битвы.
Не восстановлен даже президентский дворец, из-за чего Моиз жил не в официальной резиденции, а в своем доме в пригороде Порт-о-Пренса.
Слова «банда», «похищение» и «коррупция» прочно обосновались в лексиконе гаитянцев.
Моиз уверял, что посвятит свой последний год у власти подготовке демократических выборов. Оппоненты называли его безответственным и некомпетентным лидером и подозревали в намерении остаться у власти и после 2022 года.
Акции протеста разного масштаба, обычно заканчивавшиеся стычками с полицией, последние три года происходили в городах страны чуть ли не ежедневно. В феврале 2020 года на улицах столицы появились баррикады, а полицейские, требовавшие улучшения условий службы, атаковали армейский штаб.
Против Моиза объединились политики, судьи, правозащитники и религиозные группы. На его стороне до конца оставалось командование вооруженных сил.
США, ООН и Организация американских государств, хотя и напоминали о необходимости как можно скорее провести выборы, в целом тоже поддерживали Моиза, за что их критиковали гаитянские оппозиционеры.
Последний раз Моиз появился на публике две недели назад на митинге своих сторонников в Порт-о-Пренсе.
После февральско-мартовских событий накал уличных протестов несколько снизился. Отчасти этому поспособствовала и пандемия Covid-19.
«Заметное ослабление реакции общества на призывы к массовым протестам показывает, что народ Гаити устал от бесконечных локдаунов и свары из-за власти», — заявил в связи с этим представитель Госдепартамента США.
Возможно, это и подтолкнуло неизвестных пока врагов Моиза к решительным действиям.