-1.1 C
Алматы
Пятница, 22 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Новости

    Божественное Писание не оправдывает деструктивизм

    Религиозная составляющая является важной составляющей общества. Учитывая эту важность и тонкость самого феномена религии различные деструктивные/экстремистские/террористические организации осознанно или нет пытаются вбить клин в общество. Их лозунги особенно в последнее время требуют отдельного внимания. А их доводы нуждаются в отдельном анализе. К этому можно прибавить еще фактор многоконфессиональности, многонациональности нашего казахстанского общества, а также расположение нашей страны в самом центре Евразии, что делает ее вожделенным объектом для геополитических притязаний со стороны крупных геополитических игроков и держав. Наша страна находится на стыке культур, между исламской, христианской и буддистской цивилизациями. На юго-востоке наше государство граничит с Китайской Народной Республикой, на севере, западе, северо-востоке и северо-западе – с Россией, на юге страны наши тюркские соседи – Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, но нужно учитывать, что южнее них расположен горячий на данный момент Ближний Восток и Афганистан. Данные перечисленные факты обуславливают более пристальное отношение к теме религиозной манипуляции, и показывают, что Казахстану как никогда нужно уметь балансировать между крайностями, и без баланса и мира будет трудно достичь устойчивого развития и стабильности. А отсутствие же стабильности и развития может быть чревато негативными последствиями.

    Одним из лозунгов, используемых последователями экстремистских организаций является лозунг о «халифате», адепты данных организаций призывают к построению всемирного теократического, авторитарного государства, правитель которого будет иметь титул «халиф». Подразумевается, что внешняя политика данного теократического государства будет агрессивно-экспансионистской. Адепты этих организаций верят (на основании «пророчеств» из хадисов), что халифат в свое время будет установлен, завоюет весь мир и будет править им, вооружившись суннитским «шариатом». Члены данных организаций отрицают национальную идентичность мусульман, а провозглашают единую – «исламскую нацию», которая основана на вере, а не на происхождении, истории и культуре.

                Насколько данная идея соответствует Корану?

                Начнем с того, что в Коране не содержится идея объединения в один народ по принципу вероисповедания, это видно из следующего отрывка:

                Верующий не может убивать верующего, исключая ошибки! Кто убьет верующего по ошибке, то должен освободить бесправного верующего и вручить его обладателю выкуп, если он не засчитает это милостынею! Если убитый верующий будет из народа, противостоящего вам, то нужно освободить бесправного верующего. Если он из народа, с которым заключен договор, то нужно освободить бесправного верующего и вручить его обладателю выкуп. А кто не найдет выкуп, то – воздержание два месяца последовательно в покаяние пред Богом. Поистине, Бог – Знающий, Мудрый! (4:92)*

                Как видим, сказано, что если кто-то по ошибке убьет верующего, который принадлежит к враждебному народу, то ему будет меньше наказания по сравнению с тем, если бы он убил по ошибке верующего, с народом которого заключен договор. То есть верующие могут быть из разных народов. Этот один аят отрицает тождество между понятиями «мировоззрение» и «нация», показывает, что они из разных плоскостей. Верующие являются составной частью своей нации, а люди разных наций могут иметь одну веру.

                Мы видим, что разделение на этносы и различие языков является задумкой Бога:

                Из Его знамений творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом ведь знамение для знающих! (30:22)

                О забывчивые люди! Поистине, Мы сотворили вас мужчиной и женщиной. Мы установили вас племенами и родами, чтобы вы знали друг друга. Поистине, самый почтенный из вас пред Богом самый осмотрительный! Поистине, Бог – Знающий, Осведомленный! (49:13)

                Что тогда означает термин «халиф»?

                Как «халиф» на русский язык переложено арабское слово «خَلِيفَةٌ» [халиифа(-тун)], что означает «преемник, наместник» (Большой арабско-русский словарь, Баранов Х. К., ссылка — http://arabus.ru/word/9307_3ab1932/?w=%D8%AE%D9%8E%D9%84%D9%90%D9%8A%D9%81%D9%8E%D8%A9%D9%8C ). А арабским эквивалентом слова «халифат» является слово «خِلاَفَةٌ» [хиляяфа(-тун)], что означает «преемничество, наместничество». Слово «хиляяфатун» в Коране не употребляется, но употребляется слово «халиф». Рассмотрим употребление слова «халиф» в контексте Корана. Если сгруппировать все случаи употребления этого термина в Коране, то получается, что:

                1)«халифом» назван человеческий вид в лице Адама:

    Когда сказал Господь твой управленцам (Бога): «Поистине, Я установлю на земле преемника (خَلِيفَةً) [халиифатан]!»… (2:30);

    2) «халифом» назван царь и посланник Дауд:

                О Дауд (Давид)! Мы установили тебя наместником (خَلِيفَةً) [халиифатан] на земле. Так разбирайся среди забывчивых людей по истине и не следуй за страстью, а то она собьет тебя с пути Бога! Поистине, тем, которые сбиваются с пути Бога суровое наказание за то, что они забыли День Расчета! (38:26);

    3) «халифами» названы в принципе люди:

                Он Тот, Кто установил вас преемниками (خَلاَئِفَ) [халяя,ифа] на земле… (6:165)

                … Помните, как Он установил вас преемниками (خُلَفَاء) [хуляфаа,а] после народа Нуха (Ноя) и увеличил для вас пространство в сотворенном… (7:69)

                Вспомните, как Он установил вас преемниками (خُلَفَاء) [хуляфаа,а] после народа Ад и поместил вас на земле… (7:74)

                Затем Мы вас установили преемниками (خَلاَئِفَ) [халяя,ифа] на земле после них, чтобы посмотреть, как вы будете поступать! (10:14)           

                … Мы спасли его и тех, кто был с ним в судне. Мы установили их преемниками (خَلاَئِفَ) [халяя,ифа], а посчитавших ложью Мои знамения Мы потопили!.. (10:73)

                Спроси: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему? Кто устраняет зло? Кто устанавливает вас наследниками (خُلَفَاء) [хуляфаа,а] земли? Неужели божество вместе с Богом? Мало что вы помните!» (27:62)

                Он тот, кто установил вас наместниками (خَلَائِفَ) [халяя,ифа] на земле… (35:39)

                Как видно из употребления данного слова, оно не употребляется в качестве правителя всех мусульман. Даже пример царя Давида этого не подтверждает, ведь он был царем лишь одного народа – народа Израиля, а не всех верующих мира. Слово «халиф» употребляется в отношении людей как вида, ведь Бог нас установил преемниками этой земли, дал нам эту землю для пользования, подчинил нам её, и мы в ответе за происходящее с ней и на ней.

    _____________________________________________________________________________

    * – здесь и далее употребляется перевод С. Б. Рысжанова (https://narok.com.kz/perevod-korana-v-word )

    Болатжан Әл-Фараби Нұрбекұлы

    Магистрант 1-го курса специальности «7M02203 Религиоведение»

    КазНУ им. аль-Фараби

    Кафедра религиоведения и культурологии

    www.kaznu.kz

    Руководитель: Рысбекова Ш. С.

    Похожие записи

    США ввели полные блокирующие санкции против «Альфа-банка» и «Сбербанка» 

    Фариза

    Назван средний размер пенсии казахстанцев

    Фариза

    В WhatsApp обнаружили опасный вирус

    Фариза

    Оставить комментарий

    девятнадцать − четырнадцать =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.