В Минске и других белорусских городах в воскресенье проходят ставшие регулярными акции протеста. Из-за жесткого подавления демонстраций и массовых задержаний протестующие в ноябре перешли на новую тактику: теперь они собираются не в центре Минска, а на местах, выходя на «марши соседей» и совместно двигаясь к месту сбора.
По данным правозащитного центра «Весна», в течение дня на маршах по всей стране были задержаны более 300 человек, некоторых из них уже освободили.
Демонстранты, каждое воскресенье выходящие на несанкционированные акции протеста, требуют отставки находящегося 26 лет у власти Александра Лукашенко и пересмотра результатов августовских выборов.
Оппозиционный телеграм-канал Nexta Live, координирующий действия протестующих, пояснил в анонсе марша: «Предлагается объединиться с соседними домами в точках, удобных всему кварталу (это может быть магазин или значимый перекресток), чтобы ближе к 13:00 собраться уже всем районом».
Белорусская милиция пыталась препятствовать действиям демонстрантов и снова начала массовые задержания. Среди задержанных, по данным СМИ, член основного состава Координационного совета оппозиции Дмитрий Крук. Очевидцы сообщают, что в нескольких случаях при разгоне демонстрантов силовики применяли светошумовые гранаты и слезоточивый газ.
По обыкновению к полудню власти подтянули в центр Минска военную технику, в частности, к стеле «Минск — город-герой», Дворцу Независимости, к Октябрьской площади и площади Независимости. В течение дня были закрыты несколько центральных станций метро, а по всему Минску наблюдались проблемы с интернет-связью.
Несмотря на рейды полиции по районам, группам протестующих все же удалось в воскресенье сформировать колонны и провести акцию.
Одна из колонн прошла через дворы в районе улицы Логойский тракт на севере столицы с бело-красно-белым флагом. Из окон окружающих домов им кричали «Жыве Беларусь!»
Протестующие сформировали небольшие колонны на улице Бурдейного на западе столицы, у Комаровского рынка, на улице Маяковского, где участники шествия скандировали «пошел вон, ты и твой ОМОН», и еще в нескольких районах. В нескольких местах в городе люди выстраивались в небольшие цепи солидарности.
В районе станции метро Фрунзенская минчане провели акцию солидарности — люди выстроились лицом к стене, держа в руках листы с надписью «0.0%».
Также «марши соседей» были проведены в двух микрорайонах Бреста.
Правозащитный центр «Весна» сообщает, что большинство из 280 задержаний было в Минске, однако людей также задерживали в Бресте, Гродно, Витебске и других городах.
Колесникова дала интервью Spiegel из-за решетки
Тем временем в немецком журнале Spiegel вышло интервью одного из лидеров белорусской оппозиции Марии Колесниковой, с сентября находящейся в заключении по обвинению в призывах к захвату власти. Колесникова — в прошлом глава предвыборного штаба оппозиционера Виктора Бабарико — поделилась мнением о событиях в стране и о действиях режима Лукашенко.
Интервью проходило по переписке, и чтобы выслать свои ответы на вопросы издания, Колесниковой понадобилось несколько попыток и несколько недель, пишет Spiegel.
Колесникова сообщает, что была фактически лишена права на защиту: к ней долгое время не пускали адвоката Людмилу Казак, объясняя это карантином. «Этот фальшивый карантин длился не десять дней, а три недели», — пишет Колесникова.
Колесникову и двоих ее сокамерниц поместили в карантин 24 октября — из-за контакта с допрашивавшим ее следователем, который, как оказалось, был заражен Covid-19. «Нам ничего не объясняли, просто раздали маски и принесли посуду в камеру. Выпускать нас перестали», — пишет Колесникова.
Она говорит, что хорошо чувствует себя в тюрьме. «В камере телевизор с семью госканалами, и радио. Для меня это не очень комфортно», — добавляет она.
«Я очень озабочена состоянием всего белорусского народа. Никакое желание остаться у власти не оправдывает такого беспрецедентного насилия. У властей нашей страны монополия на применение силы. Только они ответственны за то, что происходит в Беларуси», — говорит Колесникова о последних событиях в стране.
Обещание Александра Лукашенко «не работать президентом» после принятия новой конституции Колесникова считает попыткой «потянуть время», чтобы остаться у власти. Диалог с действующим президентом возможен только после освобождения политзаключенных, говорит она.
«Режим преступил все границы, в нем больше не осталось ничего человеческого. Это абсолютное зло, которое должно быть остановлено», — добавила Колесникова.
Источник: BBC.com