О том, как себя сегодня чувствует стрит-ретейл и как переживает затянувшийся карантин, Forbes.kzрассказали партнер юридической компании LZ & Partners Group Ирина Архипова и генеральный директор консалтинговой компании «Tetin» Лев Тетин.
Как отмечает Тетин, перед пандемией, в 2019, объём инвестиций в первые этажи Нур-Султана показывал рост на 6% и в начале 2020 тренд сохранялся. При правильном выборе помещения и оператора такие коммерческие помещения становились эффективным финансовым инструментом со сроком окупаемости 8-10 лет.
— Потребительская активность в 2020 росла и стимулировала активные планы по развитию ряда ретейлеров: сеть одежды и аксессуаров COTTON планировала открыть 10-15 магазинов в столице за год; Magnum запланировал открыть 8-10 новых точек в столице в формате Magnum Express площадью 1500 кв. м каждый; практически у каждой сети были планы по активной экспансии, — перечислил Тетин.
Однако уже в марте 2020 над казахстанским стрит-ретейлом начали сгущаться тучи из-за введенного режима ЧП и карантина.
— 90% ретейла было закрыто в первые 2 месяца карантина. Основной проблемой после открытия для несетевых форматов стал закуп нового товара. Ведь спрос не восстановился, все деньги в товаре, затраты на содержание/выживание идут, а продажа остатков товара не приносит нужной оборотки и доходности. Эффект ножниц: нет нового товара — нет покупателей, нет покупателей — нет денег на новый товар, — объяснил спикер.
Ирина Архипова рассказала: сейчас многие виды деятельности стрит-ретейла находятся на грани закрытия или уже закрылись.
— Проще перечислить тех, кто ещё продолжает работать: это магазины продовольственных товаров и товаров первой необходимости, аптеки, некоторые востребованные мастерские. Все остальные оказались в очень тяжёлом положении. Бизнес пытается уйти в онлайн, чтобы выжить, — отметила она.
Положение стрит-ретейла настолько хрупкое, что даже после снятия летнего карантина выживет лишь часть его представителей.
— Порядка 30% розницы может не открыться после пандемии. У таких бизнесменов не выработаются «антитела» и им не хватит финансового запаса прочности. Из всей розницы стабильно работали только аптеки, продуктовые магазины, банки и зоомагазины. Пандемия стимулировала предпринимателей к активному открытию новых розничных точек в формате «магазин у дома» и аптека. По предварительной информации от ряда крупных банков, их годовые планы по кредитованию юридических лиц уже выполнены на 100%, хотя на дворе лишь начало августа. Активизация операторов розничной торговли продуктами питания и аптек обеспечила до 80-90% банковских займов от общего числа всех кредиторов этого периода. Также отсутствие возможности продать офлайн привело к стимулированию развития сетей в онлайн. Уже 15-20% розницы открыли свои интернет-магазины, — отметил Лев Тетин.
Также эксперт подчеркнул, что карантин спровоцировал появление в стрит-ретейле новых гибридных форматов: кафе/рестораны с собственной продукцией деликатесов и полуфабрикатов и аптеки с продуктами питания.
Наиболее популярные сейчас объекты стрит-ретейла- это банки, аптеки, продуктовые магазины.
— Остальные ретейлеры находятся на грани банкротства или уже покинули рынок: авиакассы, туроператоры, кафе, рестораны, представительства/офисы различных компаний и другие, — рассказывает Тетин.
Экстремально подешевела и аренда объектов стрит-ретейла во время карантина.
— Арендные ставки по ряду объектов были снижены на 50, а то и 100% в период карантина из-за отсутствия активного спроса у ретейлеров, оптимизации их операционных расходов и закрытия точек, ряд арендодателей потеряли своих арендаторов. Поэтому собственники помещений готовы снижать ставки до 40-50% для новых арендаторов на период карантина. Причин для роста ставок нет, ближайший прогноз — снижение до 20-30%, — рассказал Тетин.
Архипова же отметила, что на протяжении последних 5 лет арендные ставки по фактически заключенным договорам аренды снижались.
— Те, кто не снижал ставки, простаивали без арендаторов. Но сейчас, после затяжного карантина, вообще будет очень сложно найти платежеспособного арендатора, — признала она.
Особенно в период пандемии пострадали те торговые точки, которые находятся в ТРЦ. По словам Архиповой, в ближайшем будущем роста присутствия бизнеса в ТРЦ не стоит ожидать:
— Сокращение уже идёт полным ходом. Кто-то пытается уйти из ТРЦ и ТЦ в отдельно стоящие помещения. Но сейчас онлайн-продажи и доставка – самый востребованный формат работы.
С этим мнением согласен и Тетин, который заявляет, что сейчас бизнес будет активно мигрировать из ТЦ в стрит-формат, однако отмечает, что это касается пока только топовых локаций.
— Ведь с падением покупательской активности малый бизнес уже не может дотянутся до своего покупателя, как раньше. Параллельно каждый второй ретейлер уже задумался над онлайном, — объяснил он.
Пандемия продиктовала и новые требования к стрит-формату. Так, по словам Архиповой, после весеннего карантина на рынке наиболее привлекательными стали площади до 100 кв.метров с отдельной входной группой, открытой планировкой и удобной парковкой.
Тетин согласен с тем, что формат наиболее востребованных площадей изменился в сторону сокращения квадратуры:
— Если до карантина ходовая площадь в стрит-ретейле была 80-120 кв. метров, то сегодня это уже 30-60 кв. метров. Оптимизация расходов, пересмотр ассортиментной линейки и поиск новых эффективных форматов повлияли и на сокращение площадей арендуемых помещений.