8 C
Алматы
Четверг, 7 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Новости

    «Гомосексуальность – не болезнь и не надо ее лечить» — казахстанский эксперт

    О гомосексуальности как социальном явлении, «стрессе меньшинства» и стигматизации людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией в интервью Liter.kz рассказала председатель лечебно-консультационной комиссии Республиканского центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Ирина Ленская. Передает Qazweek.kz.

    —   Ирина Геннадьевна, недавно в соцсетях казахстанец обратился за помощью, потому что его молодого человека родители удерживают силой и пытаются вылечить от гомосексуальности. Это лечится?

    — Гомосексуальность — это никакая не болезнь. Давным-давно, еще в 1990 году  она исключена из МКБ-10 — международной классификации болезней. Однополое влечение — вопрос не только секса, а выбора партнера, это вопрос любви.  Это не лечится, человек таким рождается. Я считаю, правоохранительным органам надо дать оценку, почему его удерживают силой. И я думаю — это позорный факт,  случившийся в нашем обществе.

    Гомофобия существует везде, в том числе и в Казахстане. В демократических странах выглядеть гомофобом крайне непристойно. Это так же неприлично, как быть расистом, антисемитом, женоненавистником, националистом. Испытывать ненависть к кому-то из-за его «инаковости» – этого надо стесняться.

    —  Обращаются ли к вам в Республиканский центр психического здоровья с просьбой вылечить от гомосексуальности?

    —  Я многие годы работаю и, может быть, один или два раза ко мне  приходили родители, но только за информацией. Я просто проводила информационные беседы, рассказывала, что это не болезнь, а вопрос разнообразия человеческого социума. Есть же альбиносы, люди с разным цветом глаз. И такое тоже бывает. Просто «улыбка природы» и не более  того. Сами гомосексуалы в жизни ко мне не приходили за помощью, и нет никакой очереди из них, никто не собирается менять ничего в своей ориентации.

    — То есть гомосексуалы чувствуют себя вполне комфортно в своей «инаковости», как вы сказали?

    — Они могут испытывать тяжелую стигму из-за того, что общество гомофобно, нетолерантно. Они испытывают то, что называется «стрессом меньшинства», как и трансгендеры (люди, «вышедшие за рамки пола», когда мужчины ощущают себя женщинами и наоборот – Ред.). Но чтобы приходили к нам в Центр и просили изменить ориентацию, такого не было. Повторюсь: это не болезнь, поэтому почему они будут приходить к психиатру?

    Может быть, они обращаются к психотерапевтам, потому что испытывают дистресс в результате страхов, что они другие, страхов по поводу того, как их примет общество, близкие.  Как реакция на буллинг у них может развиваться депрессия.

    —   Зачастую таких людей воспринимают как порочных, а их отличие от других трактуют как развращенность.

    — Люди необразованные думают, что другая ориентация — это вопрос исключительно секса. Но это вопрос любви и выбора партнера. И я не знаю никаких других методов изменить ситуацию,  кроме просвещения и повышения информированности. Даже термин «гомосексуализм» неприлично сегодня употреблять, нужно говорить «гомосексуал», потому что любые «измы» — это признак медикализации и стизгматизации.

    —   Раз уж вы упомянули трансгендеров, то хочу напомнить историю с трансгендерной девушкой, защищать которую вы приезжали в суд в Петропавловск несколько лет назад. Наше издание писало об этом. Что стало с тем человеком?

    —   Да я выступала на заседании коллегии Северо-Казахстанского областного суда. Эта трансгендерная девушка прошла все необходимые требования по коррекции пола: и хирургию, и эндокринологию. Но Петропавловский ЗАГС отказал ей в смене документов с мужских на женские, мотивируя тем, что все это было сделано в России.

    Мне пришлось очень серьезно выступать вместе с адвокатом в суде, и мы пришли к компромиссу. Суд попросил сделать медицинское заключение в Казахстане. И девочка приехала в Алмату, я даже была вынуждена поселить ее в квартире дочери, она как раз была пустая. Ей даже жить было негде.

    Мы написали заключение за один день в амбулаторных условиях, с некоторым нарушением. Все это надо было в стационаре делать, но зачем же человека, который прошел коррекцию, класть в стационар! Мы провели комиссию в Республиканском центре психического здоровья, в результате  она получила документы на женское имя. Я не поддерживаю с ней связь, ее Марина зовут, но слышала, что она  вполне адаптирована и счастливо живет где-то в России.

    —   Я помню, адвокат Анна Лесных, рассказывала, что выдаче документов на женское имя воспротивился тогдашний прокурор Петропавловска, поскольку  у трансгендерной девушки не была сделана коррекция «нижнего этажа» тела. Это оказалось невозможно из-за чрезмерной травматичности операции. Московские врачи отказались оперировать, сославшись на то, что пациентка может умереть из-за слабого здоровья.

    —  А какое право имела прокуратура требовать проводить такие серьезные инвазивные вмешательства? Трансгендер может вообще ничего не делать. Он может просто носить кепочку и чувствовать себя мужчиной. Сам факт требования со стороны общества каких- то там операций — это уже нарушение базовых прав человека. Нигде в мире таких требований нет.

    Это желание самого человека, его жизнь, его тело, а, главное, его гендер, то есть самоощущение,  его социальная роль. И у любого гуманиста должно быть движение — помочь человеку прожить эту жизнь  в том гендере, в котором он себя чувствует. И хирургия,  и эндокринология направлены на помощь, потому что многие  трансгендеры считают, что без операции они не будут чувствовать себя комфортно. Но есть приличное количество людей, которые прекрасно себя чувствуют без этого.

    —   Вы выступали на том суде как эксперт?

    — Да. Я председатель лечебно-консультативной комиссии по освидетельствованию лиц с гендерной неконгруэнтностью (это несовпадение физиологического пола человека с социальным – Ред.).

    Наша роль, главным образом, заключается в том, что мы  помогаем людям пройти, согласно требованиям, необходимое обследование и даем заключение. В результате человек решает вопросы юридического признания гендера, получает новые документы.

    Сейчас в Парламенте как раз идет обсуждение поправок в Кодекс о здоровье РК, одна из которых как раз касается гендерной неконгруэнтности. Во всем мире человек может в возрасте 18 лет определиться со своим социальным полом, а в Казахстане этот возраст увеличен до 21 года.

    Ну, скажите, зачем подвергать человека буллингу, травле в колледже за то, что носит не те вещи, которые приняты для человека его пола, если он может строить жизнь и карьеру с 18 лет в своем гендере? Если по паспорту он один человека, а ощущает себя другим, зачем цепляться в эти три года!

    Я бы выступила в Сенате, проинформировала бы депутатов, я это делаю бесплатно. Это же одни из самых ущемленных людей в нашем обществе! Но депутаты слушают выступление спортсменки, которая, не будучи, специалистом, говорит ерунду и с легкостью судит в таком деликатном вопросе.

    —  Раньше эти люди вообще себя никак не проявляли. Что изменилось?

     —   Таких людей немного, и их количество примерно одинаковое во все времена. Сейчас они о себе заявили. Есть даже международный день терпимости — 16 ноября, когда все «иные» собираются и заявляют о себе.

    У нас в свое время они были настолько латентны, что мы хоть слышали что-то про них, но ничего не понимали в этом вопросе. В мире в открытом  доступе существуют медицинские стандарты помощи таким людям, есть международные профессиональные  организации трансгендеров.

    Первая операция по коррекции пола была сделана вообще в 1939 году. Люди уже тогда понимали, что с этим не надо бороться, а надо всячески помочь  человеку прожить достойно единственную драгоценную жизнь. Ведь все иные люди ничего не требуют, кроме тех прав, которые есть у каждого из нас.

    Ранее Qazweek.kz опубликовал материал о том, как гея из Казахстана пытались вылечить его с помощью операции на мозге. Как рассказал его молодой человек Арман Хассанов, причиной нетрадиционной ориентации сына родные считали врожденную гидроцефалию.

    Похожие записи

    Мамин поручил ввести послабления для участников Ashyq

    Фариза

    Опубликован список заведений, работающих по Ashyq в Алматы

    Фариза

    Ермахан Ибраимов и Жансая Абдумалик стали депутатами маслихата Алматы

    Фариза

    Оставить комментарий

    9 − семь =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.