Понедельник, 23 декабря 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Политика

    Самый трудный год за 30-ю историю независимости Казахстана вместе с Касым-Жомарт Токаевым

    9 июня можно отметить, как одну из исторических и переломных дней Казахстана. С трепетом сердца, переживанием каждый гражданин пережил эту дату. Было и разочарование, и отчаяние в тот самый день, когда в президентских выборах не участвовал экс-президент Нурсултан Назарбаева.

    В канун годовщины президентства Касым-Жомарта Токаева, внештатный советник президента Олжас Худайбергенов попытался подвести итог всех событий, что пережил народ Казахстана вместе с новым президентом:

    Время летит очень быстро — прошел год с прошлогодних выборов. С другой стороны, год получился настолько насыщенным, что вспоминая прошедшие за это время события, кажется, будто это было давно. Но попробуем освежить в памяти все события и попытаться взглянуть, что же будет дальше.

    Несмотря на то, что к самой дате выборов новый президент уже почти три месяца исполнял обязанности президента, для большинства граждан он все еще не раскрылся со всех сторон — люди не знали верить ли его словам, что от него ожидать в последующем. Несколько дней после выборов были протесты разной интенсивности и природы, где силовые структуры действовали по «старинке», задерживая даже прохожих, но позже под давлением президента все же перешли в новый режим, быстро отпустив абсолютное большинство задержанных. Более того, через некоторое время исчезла практика блокировки интернета, столь участившаяся в предыдущие годы. Интересно, что несмотря на отсутствие блокировки интернета, все равно недавние протесты не смогли собрать большое число людей — пусть в стране еще много проблем, у людей все равно изменилось отношение к власти, по крайней мере картинка уже многоцветная.

    Но воспоследовавшее спокойствие длилось недолго. 24 июня происходят взрывы на складах боеприпасов в Арысе — за несколько часов был разрушен этот небольшой городок. Президент тогда сразу вылетел, и тот короткий ролик, где он успокаивал людей простыми словами, быстро разошелся в соцсетях, вызвав всеобщее одобрение. В последующие 2-3 месяца город восстанавливали всей страной. Пока шло это строительство, одновременно шла кампания по поддержке тех, кто не смог выплачивать потребительские займы — около 500 тыс.человек получили списание кредитов в пределах 300 тыс.тенге, и еще 1,2 млн человек получили списание пени и штрафов.

    В июле были заявлены две инициативы — концепция «слышащего государства» и Национальный совет общественного доверия, первое заседание которого прошло в начале сентября. А за несколько дней до этого заседания было озвучено первое послание президента, которое с учетом обстоятельств момента мало чем отличается по значимости содержания, чем недавнее выступление на заседании совета глав ЕАЭС. Помимо прочих вещей, было предложено на 3 года отложить введение дополнительных 5%-х пенсионных взносов, освободить малый и микробизнес от уплаты подоходного налога, а весь МСБ от проверок. Также была заявлена инициатива по возможности использования части пенсионных накоплений на решение жилищных проблем (думаю, скоро будут новости потому вопросу). Ну и плюс было принято решение повысить статус педагога — помимо двухкратного повышения зарплаты за 4 года (по 25% ежегодно к 2019 году) было дано поручение существенно разгрузить учителей от отчетности.

    Кстати, за лето-осень окончательно исчез миф о том, что глава государства слабо знает казахский язык — очень большое число выступлений, где не читая текст по бумаге, президент легко переходил с русского на казахский и наоборот. Сейчас это воспринимается уже как само собой разумеющееся, и уже мало кто помнит этот миф.

    Осень прошла относительно спокойно, но начиная с декабря идет продолжительная серия чрезвычайных событий. В начале это был падение самолета авиакомпании Бек-Эйр, потом обильные снегопады в северной части страны, вызвавшие коллапс городского движения, потом в феврале были кордайские события, и наконец, приход эпидемии в страну и введение режима ЧП/карантина. Из-за обильных снегов на севере страны ждали наводнение весной, но оно случилось на юге из-за обильных дождей, а потом и вовсе прорвало дамбу в Узбекистане, из-за которого затопило Мактааральский район. Одновременно идет большая серия чрезвычайных событий на внешнем периметре — от быстрого снижения цен на нефть до мощных политических протестов в развитых странах. И ведь все это всего за 5 месяцев 2020 года — теперь люди в шоке ждут чем же закончится этот во многом необычно тяжелый год.

    Были и довольно интересные события положительной интонации — от освобождения Джакишева во второй половине марта до очень содержательного выступления на заседании глав государств ЕАЭС. Были приняты законы по митингам и политическим партиям — у некоторых людей все еще сохраняется скепсис, но, думаю, этот скепсис постепенно уйдет. Кстати, во время карантина было одно существенное решение, которые люди сами просили и президент пошел навстречу — это освобождение части отраслей от налогов и платежей с ФОТ. Это решение прорабатывалось предварительно, но коллективное обращение бизнеса ускорило процесс. А в конце мая вышло постановление по армянским авто, теперь, наконец, у абсолютного большинства снимется головная боль — если по февральской акции за весь месяц зарегистрировалось всего 15 армянских авто, то майскому постановлению за первые 5 рабочих дней июня на учет встало почти 1000 машин, а до конца августа дай Бог, на учет встанет большинство.

    Из-за карантина был отложен вопрос по экономическим реформам — до этого ожидалось, что уже к 15 мая будет принята Новая экономическая политика, то теперь вопрос перенесен на сентябрь, и, скорее всего, он будет оформлен в обновленный Стратплан 2025. Естественно, эти реформы коснутся всех направлений — от обновления госаппарата до кардинальных улучшений различных отраслей экономики. Конечно, многим, и мне в том числе, хочется, чтобы все эти изменения состоялись как можно быстрее, но посмотрим насколько импульс процесса преодолеет инерцию событий. В целом, линия изменений будет проходить по золотой середине между преемственностью и необходимостью быстрых изменений в контексте внутренних и внешних проблем, масштаб которых растет день ото дня.

    Как-то я писал в прошлом году, что первый срок нашего президента будет похож на бег с препятствиями — как видим, этот прогноз реализуется во всем разнообразии. Думается, интенсивность событий будет лишь нарастать, и лишь реформы придадут осмысленность происходящему. В общем, впереди будет много интересного и, дай Бог, хорошего для страны!

    На данный момент, когда государство прошло через большие трудности вместе с утрвердившимся президентом, страшно представить, что произошло бы с Казахстаном, если бы 9 июня 2019 года выйграл Косанов. Личность, которой поверил народ и был готов пойти как за лидером. Однако лидер был совсем другой человек, который смог дать надежду Казахстанцам

    Похожие записи

    «Ждите терактов»: военный США сделал грозное предупреждение украинцам (видео)

    Фариза

    Адвокат: арестованная за баннер Асия Тулесова держит голодовку

    Работа рискованная — Ермекбаев о работе военнослужащих в Арыси

    Фариза

    Оставить комментарий

    4 × один =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.