-3.1 C
Алматы
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Общество

    Не менее 800 тенге в каждом проданном билете AirAstata уходит на зарплаты иностранцам

    В 2018 году заработные платы иностранных работников AirAstana составили 66 % от прибыли, а иностранных топ-менеджеров – 11,2 %.

    Если помните, то Главной транспортной прокуратурой было проведена проверка  AirAstana, в частности, представители государства проверяли состояния законности при обеспечении безопасности полетов, авиационной безопасности, качества и доступности услуг на рынке авиационных перевозок, а также осуществление закупок товаров, работ и услуг, субсидий в АО «Эйр Астана» за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года. Финальный отчет, представление на имя Министра Атамкулова на четырех страницах, я публиковал 4 мая. Ниже его текст. Выводы неутешительные. В первую очередь, прокуроры выявили грубейшее нарушение Конституции РК иностранными гражданами управляющими компанией. Нарушения настолько серьезны, что у компетентных органов должны возникнуть вопросы и к материнской компании «Самрук-Казына». И выводы главное, оргвыводы должен сделать глава государства, гарант верховенства закона в стране.

    Сейчас я получил полный текст выводов прокурорской проверки. Он на 59 листах, и изобилует множеством подробностей. Ее полный текст можно скачать по ссылке. Здесь я приведу только факты, которые объясняют, почему так невыносимо дорого летать AirAstana и факты сегрегации граждан Казахстана.

    Выплата заработных плат иностранным работникам

    Выплата заработных плат иностранным работникам вызывает особую обеспокоенность, поскольку расходы на содержание персонала напрямую отражаются на стоимости воздушных перевозок для пассажиров. Так, изучением деклараций по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00), представленными Авиакомпанией за 2018, 2018 годы и 1 и 2 кварта 2019 года установлено, что заработные платы отдельных работников Авиакомпании являются одними из самых высоких по региону, и по стране в целом.

    За 1 квартал 2017 года исполнительному директору по финансам Авиакомпании Жанлыел Ибрагиму выплачено 19 957 664 тенге, что в 95 раз превышает средний показатель по городу Алматы. В целом, если говорить об авиационной отрасли, то, например, средняя заработная плата руководства авиакомпании United Airlines составляет 106 769 долларов США в год, что на 20 % выше средненационального дохода в США. Исходя из этого, средняя заработная плата руководящего работника авиакомпании United Airlines за 1 квартал составляет 26 692 доллара США или при среднем курсе доллара США к тенге на февраль 2017 (324 тенге за 1 доллар США) – 8 648 208 тенге. Таким образом, в 1 квартале 2017 года заработная плата исполнительного директора по финансам Авиакомпании Жанлыел Ибрагима в 2,3 раза превысила заработную плату топ-менеджеров United Airlines.

    Доход старшего вице-президента по обеспечению соответствия стандартам корпоративной безопасности Герхардуса Коетци в 1 квартале 2017 года составил 20 506 497 тенге, вице-президента по информационным технологиям и развитию электронного бизнеса Чаминдра Ленава12 495 545 тенге, вице-президента по маркетингу и продажам Ричарда Леджера11 829 820 тенге, исполнительного директора по производственным вопросам Энтони Регана15 434 322 тенге, директора по обучению производства полетов Филиппоса Сиаккаса11 082 030 тенге, Макдонах Майкла – 19 133 871 тенге, директору по продажам в Азии Ризвану Сиддики3 355 067 тенге, вице-президенту по бортовому обслуживанию Маргарет Фелан12 231 398 тенге, президенту Питеру Фостеру51 546 100 тенге, Трехерн Поллок, Лалин Марион Джейн (супруга бывшего руководителя авиакомпании Qazaq Air Александра Блера Трехерн Поллока) – 2 912 068 тенге, Джону Расселу15 144 632 тенге. Таким образом, доходы только 9 иностранных топ-менеджеров Авиакомпании за 1 квартал 2017 года составили 137 931 946 тенге (всего в топ-менеджменте Авиакомпании 31 человек). Расходы на других иностранных специалистоввключая пилотов составили 796 087 707 тенге.

    Общая численность летного состава АО «Эйр Астана» составляет 456 пилотов, из которых 113 иностранные граждане или 24,7 %. Флот Boeing составляет 98 пилотов (из них нерезидентов 22), флот Airbus – 250 пилотов (64) и флот Embraer – 108 пилотов (27).

    При этом, это не все доходы иностранцам. Это то, что называется «фикс». Все они получают суточные и командировочные. Имеют продолжительные отпуска несколько раз в год, в которых они могут летать на родину бизнес-классом. Им так же снимают элитное жилье, в частности до недавнего времени Фостеру снимал шикарный особняк в Алматы. О его уровне можно судить по фотографиям и видео, которые выставляет его супруга, инстадива и фуд-блогер. Сейчас ему сняли особняк «попроще». Об этих статьях бюджета, к сожалению ничего не сказано у прокуроров.

    2 квартал 2017 года

    Доходы исполнительного директора по финансам Авиакомпании Жанлыел Ибрагима составили 21 241 287 тенге, старшего вице-президента по обеспечению соответствия стандартам корпоративной безопасности Герхардуса Коетци20 294 506 тенге, вице-президента по информационным технологиям и развитию электронного бизнеса Чаминдра Ленава19 493 774 тенге, вице-президента по маркетингу и продажам Ричарда Леджера11 913 719 тенге, исполнительного директора по производственным вопросам Энтони Регана16 050 663 тенге, директора по обучению производства полетов Филиппоса Сиаккаса11 915 576 тенге, Макдонах Майкла – 19 617 718 тенге, директору по продажам в Азии Ризвану Сиддики5 235 288 тенге, вице-президенту по бортовому обслуживанию Маргарет Фелан12 727 464 тенге, президенту Питеру Фостеру50 372 636 тенге, Трехерн Поллок Лалин Марион Джейн2 894 949 тенге, Джону Расселу – 14 998 651 тенге.

    Таким образом, доходы только 9 иностранных топ-менеджеров Авиакомпании за 2 квартал 2017 года составили 169 244 913 тенге. Расходы в 2 квартале 2017 года на других иностранных специалистов составили889 138 494 тенге.

    3 квартал 2017 года

    Доходы исполнительного директора по финансам Авиакомпании Жанлыел Ибрагима составили 22 646 835 тенге, вице-президента по инженерно-техническому обслуживанию Кита Уардла8 942 942 тенге, старшего вице-президента по обеспечению соответствия стандартам корпоративной безопасности Герхардуса Коетци21 567 085 тенге, вицепрезидента по информационным технологиям и развитию электронного бизнеса Чаминдра Ленава12 925 597 тенге, вице-президента по маркетингу и продажам Ричарда Леджера12 807 918 тенге, исполнительного директора по производственным вопросам Энтони Регана17 285 374 тенге, директора по обучению производства полетов Филиппоса Сиаккаса14 265 421 тенге, Макдонах Майкла – 21 836 911 тенге, директору по продажам в Азии Ризвану Сиддики5 525 028 тенге, вице-президенту по бортовому обслуживанию Маргарет Фелан14 071 779 тенге, президенту Питеру Фостеру53 005 185 тенге, Трехерн Поллок Лалин Марион Джейн – 3 043 055 тенге, Джону Расселу – 15 750 279 тенге. Таким образом, доходы только 10 иностранных топ-менеджеров Авиакомпании за 3 квартал 2017 года составили 183 043 164 тенге. Расходы в 3 квартале 2017 года на других иностранных специалистов составили 1 036 244 105 тенге.

    4 квартал 2017 года

    Доходы исполнительного директора по финансам Авиакомпании Жанлыел Ибрагима составили 32 496 675 тенге, вице-президента по инженерно-техническому обслуживанию Кита Уардла14 117 842 тенге, старшего вице-президента по обеспечению соответствия стандартам корпоративной безопасности Герхардуса Коетци22 094 611 тенге, вицепрезидента по информационным технологиям и развитию электронного бизнеса Чаминдра Ленава13 331 498 тенге, вице-президента по маркетингу и продажам Ричарда Леджера13 561 510 тенге, исполнительного директора по производственным вопросам Энтони Регана18 149 901 тенге, директора по обучению производства полетов Филиппоса Сиаккаса14 722 084 тенге, Макдонах Майкла – 22 619 934 тенге, директору по продажам в Азии Ризвану Сиддики5 884 001 тенге, вице-президенту по бортовому обслуживанию Маргарет Фелан14 463 319 тенге, президенту Питеру Фостеру53 096 632 тенге, Трехерн Поллок Лалин Марион Джейн3 195 007 тенге, Джону Расселу – 16 556 109 тенге. Таким образом, доходы только 10 иностранных топ-менеджеров Авиакомпании за 4 квартал 2017 года составили 201 918 073 тенге. Расходы в 4 квартале 2017 года на других иностранных специалистов составили 1 148 858 836 тенге.

    Итого за 2017 год:

    Анкетные данные Доход, в тенге
    1 Питер Фостер 208 020 553
    2 Ибрагим Жанлыел 96 342 461
    3 Энтони Реган 66 920 260
    4 Герхардус Коетци 84 462 699
    5 Чаминдра Ленава 58 246 414
    6 Ричард Леджер 50 112 967
    7 Маргарет Фелан 53 493 960
    8 Филиппос Сиаккас 51 985 111
    9 Ризван Сиддики 19 999 384
    10 Кит Уардл 23 060 784
    11 Иные специалисты, в том числе пилоты 3 870 329 142
    ВСЕГО 4 582 976 735

    2018 год

    1 и 2 квартал 2019 года

    Анкетные данные 2квартал
    1 Питер Фостер 63 592 196 74 225 145
    2 Ибрагим Жанлыел 37 485 118 42 474 071
    3 Энтони Реган 27 989 370 28 216 564
    4 Герхардус Коетци 30 784 640 27 479 804
    5 Чаминдра Ленава 21 485 656 16 933 776
    6 Ричард Леджер 15 590 511 19 937 787
    7 Маргарет Фелан 16 096 292 16 316 557
    8 Филиппос Сиаккас 16 190 315 16 383 347
    9 Ризван Сиддики 6 434 048 6 600 456
    10 Кит Уардл 19 328 060 19 158 919
    11 Паоло Ричиотти 14 587 349 15 309 540
    12 Иные специалисты 237 804 835 281 547 008

    Изучением данных уполномоченных государственных органов установлено, что в Авиакомпании имеется дискриминационный подход в установлении заработных плат между иностранными и казахстанскими работниками (топ-менеджерами).

    Так, заработная плата иностранных вице-президентов Авиакомпании в 1 квартале 2017 года составляла:
    старшего вице-президента по обеспечению соответствия стандартам корпоративной безопасности Герхардуса Коетци20 506 497 тенге;
    вице-президента по информационным технологиям и развитию электронного бизнеса Чаминдра Ленава12 495 545 тенге;
    вице-президента по маркетингу и продажам Ричарда Леджера11 829 820 тенге;
    вице-президента по бортовому обслуживанию Маргарет Фелан12 231 398 тенге.

    В это же время, заработная плата казахстанских работников, занимающих должности вице-президентов, составила:
    вице-президента по юридическим вопросам Кашкарбаева Айдара5 153 068 тенге;
    вице-президента по корпоративным коммуникациям Тормышевой Беллы3 935 170 тенге;
    вице-президента по коммерческому планированию Тилеубаевой Айман4 672 240 тенге;
    вице-президента по стратегическому развитию Шамшиева Ердаулета5 503 260 тенге.

    Из вышеуказанного следует, что средний размер заработной платы одного иностранного специалиста за 1 квартал 2017 года составил 14 265 815 тенге, а казахстанского – 4 815 934 тенге, или разница в 2,96 раза. Кроме того, размер заработных плат казахстанских вице-президентов ниже заработных плат отдельных директоров авиакомпании, например директора по обучению производства полетов Филиппоса Сиаккаса, заработавшего в 1 квартале 2017 года 11 082 030 тенге.

    Аналогичная ситуация между иностранными и казахстанскими исполнительными директорами и директорами Авиакомпании.

    Например, заработная плата исполнительного директора по финансам Авиакомпании Жанлыел Ибрагима в 1 квартале 2017 года составила 19 957 664 тенге, исполнительного директора по производственным вопросам Энтони Регана15 434 322 тенге, а исполнительного директора по планированию Алигужиновой Алмы5 503 260 тенге, или разница в 3,2 раза.

    Другой пример. Заработная плата директора по обучению производства полетов Филиппоса Сиаккаса в 4 квартале 2018 года составила 16 312 791 тенге, а директора по приложениям и развитию электронного бизнеса Богдашкина Романа4 848 460 тенге, директора по производству полетов Сегедина Игоря6 363 900 тенге, директора по персоналу, управлению вознаграждением Бимендиной Жанар4 058 790 тенге, или разница в 3,2 раза.

    Такая же ситуация и при сравнении идентичных должностей Авиакомпании, в том числе с одинаковым функционалом. Например, директор по продажам в Азии Ризван Сиддики в 1 квартале 2019 года заработал 6 434 048 тенге, а директор по продажам в Казахстане и Центральной Азии Секербеков Ислам2 445 530 тенге, или разница в 2,6 раз.

    Указанные факты противоречат проводимой в государстве политике по недопущению неравенства заработных плат иностранных и казахстанских специалистов, способного привести к социальным конфликтам.

    Наряду с этим установлены двое работников Авиакомпании, не являющиеся топ-менеджерами Авиакомпании (нет информации в разделе «Руководство авиакомпании «Эйр Астана» на сайте компании, однако получающие заработную плату, сравнимую с иностранными вице-президентами. Такими работниками являются Макдонах Майкл и Джон Рассел, заработавшие, например, в 2017 году 83 208 434 и 62 449 671 тенгесоответственно.

    Вместе с тем в соотношении с прибылью Авиакомпании, заработные платы иностранных работников (6 098 103 683 тенге) в 2018 году составили 66 % от прибыли (9 231 983 000 тенге*), а иностранных топ-менеджеров – 11,2 %.

    Опубликованные мной зарплаты казахстанских пилотов в 2016 году. Напомню, что таковыми они оставались долгое время. Фостер не мог найти источника для их повышения.

    Более того, в 2018 году Питер Фостер лично подтвердил неравенство в зарплатах граждан Казахстани и иностранцев. Это происходило в Правительстве, в политическом центре страны. Было обращение к действующему министру Нуржану Альтаеву, но всесильный президент AirAstana даже не покраснел. Прошло два года, а иностранцы продолжают грабить казахстанцев, оплачивая свою шикарную жизнь, за наш счет.

    Это не удивительно. Компания в целом работает на зарплату своего чрезмерно раздутого штата. В среднем по отрасли, топ-менеджмент Авиакомпании при количестве работников порядка 5 тысяч человек, превышает количество топ-менеджеров крупных мировых авиакомпаний – Lufthansa (20 топ-менеджеров, 129 тысяч работников), Emirates (7 топ-менеджеров, 62 тысячи работников), Аэрофлот (9 топменеджеров, 38 тысяч работников). На картинке топ-менеджмент компании, но не в полном составе.

    Теперь об операционных затратах. Авиакомпания в собственности воздушных судов не имеет, все воздушные судна арендуются у сторонних организаций-нерезидентов:

    Никакой прозрачности при заключении сделок. Известно лишь общая сумма — 135 миллионов долларов платит компания. При этом прокуратура признает, что лизинг схема рабочая: «Лизинг воздушных судов позволяет Авиакомпании поддерживать относительную новизну парка воздушных судов, при этом не неся большие финансовые издержки, связанные с приобретением воздушных судов в собственность Авиакомпании». Здесь сложно поспорить, но кто расскажет, насколько адекватны платежи. При таких объемах даже 5-7% это 6-8 миллионов долларов, которые ложатся в стоимость билетов.

    Источник: krivosheev.live

    Похожие записи

    «Я полностью за усыновление наших детей зарубежными семьями…»

    Настоящая верность: украинка осталась в Ухане из-за своей собаки – ФОТО

    Фариза

    Как получить 42 500 тенге за второй месяц, рассказал вице-министр труда

    Фариза

    Оставить комментарий

    18 − 3 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.