Председатель Сената Дарига Назарбаева направила обращение в Конституционный совет о даче официального толкования пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, передает Qazweek.kz со ссылкой на Azattyq Rýhy.
В этой связи депутат Сената Парламента РК, секретарь Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Канатбек Сафинов был определен представителем от Сената Парламента РК в конституционном производстве. Он дал пояснения о причинах этого обращения.
Сенатор отметил, что по итогам парламентских слушаний на тему «Дальнейшее совершенствование законотворческого процесса» (сентябрь 2019 года) депутатами Сената было обращено внимание на наиболее серьезные проблемы в этой сфере. По итогам слушаний были даны рекомендации Министерству юстиции выработать предложения по совершенствованию порядка формирования планов законопроектных работ и разграничению вопросов, подлежащих регламентации на законодательном и подзаконном уровнях.
В настоящее время в законопроекте, находящемся в Мажилисе Парламента, Минюст предложил следующее решение проблемы разграничения предмета регулирования законов и подзаконных актов: законы принимаются для регулирования «важнейших общественных отношений», а для подзаконных нормативных правовых актов предусматривается, что в их преамбуле должно быть указано, на основании каких нормативных правовых актов они были приняты. Представляется, что такое решение является сугубо формальным.
Канатбек Сафинов полагает, что в целях недопущения регулирования подзаконными правовыми актами общественных отношений, которые могут регулироваться только законами, необходимо установить четкий правовой смысл конституционных норм, посвященных определению предмета регулирования законов, в связи с чем имеется настоятельная необходимость в официальном толковании пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
В настоящее время законодательная практика идет по пути увеличения удельного веса отсылочных норм. Складывается тенденция роста числа подзаконных нормативных правовых актов, а также расширение предусмотренной законами компетенции различных государственных органов по установлению разнообразных норм и правил. При этом в нормативных правовых актах, принимаемых государственными органами, затрагиваются права, обязанности, а иногда даже вопросы ответственности, приватизации и так далее, прямо не предусмотренные законодательными актами.
Закрепление в Конституции, законе или ином нормативном акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также имеющая компетенция в рамках ведомственного нормотворчества и правотворческой компетенции издавать иные виды правовых актов, служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными уполномоченными органами при издании подзаконных нормативных актов
Секретарь Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам подчеркнул, что сегодняшняя ситуация показывает важность публичного обсуждения нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан. В этой связи депутатам очень важно, чтобы такие нормы были установлены только через закон и принимались Парламентом.
«Вот эти вопросы, которые мы хотим поднять перед Конституционным советом. Они, я думаю, внесут ясность в правоприменительную практику. Мы будем настаивать на уровне Сената, чтобы Правительство разрабатывало законопроекты, прописывало все нормы, которые касаются важнейших общественных отношений, в законе», – сказал сенатор.
Кроме того, депутата Сената выразил общее мнение коллег о том, что подзаконный акт должен приниматься на основе закона, не должен выходить за предмет регулирования самого закона и создавать какие-либо новые условия.
«Я надеюсь, что это обращение будет рассмотрено и успешно будет реализовано потом в нашей правоприменительной практике», – резюмировал Канатбек Сафинов.
В пункте 3 статьи 61 Конституции РК записано:
«Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
- правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
- режима собственности и иных вещных прав;
- основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
- налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
- республиканского бюджета;
- вопросов судоустройства и судопроизводства;
- образования, здравоохранения и социального обеспечения;
- приватизации предприятий и их имущества;
- охраны окружающей среды;
- административно-территориального устройства Республики;
- обеспечения обороны и безопасности государства.
Все иные отношения регулируются подзаконными актами».