Пятница, 22 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Политика

    Село Масанчи является неофициальной столицей дунган Казахстана и 94% населения села, составляют представители дунганской диаспоры

    Рождаемость здесь зашкаливает, в разы, превышая областные показатели. Дефицит мест в детских садах и переполненные классы в школах специалисты объясняют стабильно высоким уровнем жизни сельчан. Примерно 80% сельчан трудоспособного возраста занимаются земледелием, что не удивительно, так как дунгане традиционно считаются мастерами по возделыванию сельхозкультур.

    Переселившись в XIX веке из Китая из-за преследований Циньской династии, дунгане принесли с собой свои традиции и обычаи, а также высокую культуру земледелия.

    В центре села Масанчи имеется светофор по причине интенсивного движения автотранспорта. Здесь хорошие заасфальтированные дороги и тротуары с бордюрами, как в городе. Для молодежи в селе имеется широкий выбор спортивных площадок и секций. Для представительниц прекрасного пола — торговый центр и вечерние посиделки с подружками и рукоделием. После трудового дня молодежь не слоняется по селу с пивом, а находит себе дело по душе.

    В селе Масанчи проживают представители десяти национальностей — казахи, дунгане, русские, украинцы, кабардино-балкары, кыргызы, узбеки, уйгуры, татары. Характерная деталь, на которую обращают внимание приезжие, — не в каждом дворе можно услышать лай собак.

    «Да они нам и не нужны, — говорят хозяева. — Спокойно у нас, разбойников и воришек нет».

    Здесь не принято употреблять спиртные напитки — это не позволяют каноны ислама, которых строго придерживаются сельчане. И еще важный штрих — здесь с огромным уважением относятся к пожилым людям, окружая аксакалов любовью и почитанием. А в местном историко-этнографическом музее, богатым экспонатам которого мог бы позавидовать областной музей, бережно сохраняют историю родного края. Здесь организована постоянно действующая уникальная экспозиция старинных предметов, фотографий и документов.

    Хранителем музейного фонда в селе Масанчи уже много лет является Муса Губарович Лочь, преподаватель истории в Масанчинской средней школе №12, где обучаются полторы тысячи учеников. Бесценную экспозицию сам Муса Губарович начал собирать с 15-ти лет, благо экспонатов было предостаточно. Во многих семьях односельчан сохранились предметы, принадлежавшие переселенцам. И практически при каждом новом строительстве дома или хозпостройки, при рытье котлованов масанчинцы обязательно натыкаются на какие-нибудь черепки, кувшины или зарытые монеты.

    Сейчас смотрителю Масанчинского музея 52 года, и более двадцати лет Муса Губарович учит масанчинских детей истории мира, истории Казахстана и дунганского народа. А заодно формирует экспозиции музея, встречает делегации, среди которых много иностранных гостей, и попутно работает в качестве гида. Даже жители Поднебесной приезжают в Масанчи изучать свою сохранившуюся здесь старинную культуру.

    «Муса Губарович — уважаемый человек нашего села, в этом человеке очень много духовности, он посвятил себя нашему народу, хранитель всех ценностей наших предков времен переселения и в наши дни, — говорит жительница села Масанчи Рабия Шамурова. — Не каждый может всё этого уберечь, но есть у нас такой человек, который от всей души это делает, вкладывает свой душевный труд. Он знает много информации о нашем народе — приглашает на чашечку чаю многих старых людей на беседу, на разговоры о прожитых трудных днях наших предков. Я сама не раз присутствовала на беседе с людьми, которые говорили об истории и традициях дунганского народа».

    «Благодаря Мусе Губаровиче наш музей из года в год пополняется новыми экспонатами, — считает житель Масанчи Леджер Двумаров, — благодаря ему музей держится до сих пор. Он иногда где-то находит спонсоров, но в основном на собственные средства выкупает многие экспонаты для музея. Дунганский народ говорит спасибо Мусе Губаровичу за то, что хранит и бережет эти ценные экспонаты для всех нас и будущего поколения нашего маленького народа».

    По мнению односельчанки Зухры Шэнь Си, уже давно пришло время расширить площадь музея.

    «Сколько экспонатов лежит просто в коробках и комодах! — говорит она. — Места в экспозиции нет, помещение маленькое. Было бы здорово, если бы нашлись спонсоры для расширения музея, ведь столько добра пропадает и пылится».

    ***

    Об истории переселения дунган, о жизни их на территории Казахстана, о великих личностях, прославивших этот народ, Муса Лочь может рассказывать бесконечно.

    «…История говорит о том, что дунгане, восстание которых было жестоко подавлено в Китае, спасаясь от циньских карателей, перешли зимой, через заснеженные горы Тянь-Шаня, на территорию нынешнего Казахстана и Кыргызстана тремя группами, — рассказывает корреспонденту МИА «Казинформ» Муса Губарович, сопровождая по залам музея.

    — В ноябре — декабре 1877 года в пределы современного Кыргызстана пришла первая группа — шэньсийская, перезимовала в Киргизии и весной попросилась в эту дальнюю от всех трасс местность, где теперь село Масанчи. Там, в Кыргызстане, по оживленной торговой дороге, за предводителем дунганского восстания Биянху шли карательные отряды, чтобы его убить. А здесь было спокойно. Тогда этим регионом руководил Ногайбай-бий. С ним и состоялась встреча дунганских переселенцев, прошли переговоры — и эта земля была определена дунганам. По сути, село Масанчи — это первое поселение дунган на казахской земле. К осени 1878 года здесь уже были первые мазанки…».

    Основная масса дунган, по словам собеседника, обосновалась в кордайских сёлах Масанчи, Сортобе, Булар батыр, Рисполе, Аухатты, Карасу. Сейчас это называется «колхозная зона», расположена она к востоку от с. Кордай. На 140 тыс. населения Кордайского района около 39% составляют дунгане.

    «На своем веку село Масанчи пережило несколько переименований. В 1878 году наше село получило название Каракунуз, — говорит Муса Губарович. — По одной версии, так назвали село, потому что здесь было много огромных черных жуков. По другой версии, окрестные жители так прозвали дунган, которые, как жуки, с утра до ночи возились с землей, возделывая ее. В 1903 году, в год 25-летия переселения дунган, жители обратились с прошением к царю Николаю II, назвать село именем российского императора. Такое разрешение было дано — и село стало называться Николаевка. После Октябрьской революции, в 1918 году, вернулись к прежнему названию Каракунуз. И только в 1965 году село получило название Масанчи — по имени героя дунганского народа Магазы Масанчи, участника революционного движения, гражданской войны и борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане». По словам собеседника, дунгане кордайских сел сохранили свою уникальную культуру, в отличие от своих китайских родственников. Они говорят на шенсийском диалекте китайского языка.

    «В числе экспонатов музея уникальные украшения, фарфоровая посуда, утварь из латуни и бронзы для жертвоприношений, которая использовалась еще 560 лет назад в буддийских храмах, сельскохозяйственные орудия дунганской народности. Здесь демонстрируются древние музыкальные инструменты (цимбалы, китайская скрипка «эрху»), а также традиционная одежда времен династии Цин. У нас есть даже личные палочки легендарного героя дунганского народа, предводителя Би-ян-ху. Это очень редкие вещи», — рассказал Муса Лочь.

    Интересна экспозиция костюмов дунган, особенно свадебных нарядов — у дунган свадьба является главным событием жизни и в ее подготовку и проведение вкладывается много финансовых средств и душевных сил.

    «До сих пор на дунганских свадьбах жених и невеста одеваются в древние национальные костюмы. Невеста обязательно должна быть похожа на мифическую птицу Феникс, потому что она считается символом женского начала, а жених должен напоминать дракона, который является символом мужского начала. Затем, как видите далее на стенде, костюмы замужней женщины и более старшего возраста теряют красочность», — говорит хранитель музея.

    «В Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества за 1909 год рассказывается, что, находясь ранее в китайском подданстве, дунгане были весьма недовольны как китайцами, так и правительством Поднебесной империи. Вследствие этого в течение многих лет в Китае происходили частые дунганские восстания, сопровождавшиеся обоюдною страшною резнею китайцев с дунганами и другими ужасами. Недовольство китайцами побудило часть дунган уйти из Китая на территорию нынешних Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, а тогда это были пределы Азиатской России, и принять российское подданство.

    Пришельцы-дунгане осели в уездах Пишпекском, Пржевальском, Верненском, Аулиэ-атинском и Ошском. Что касается причин, вследствие которых между китайцами и дунганами установились враждебные отношения, то здесь нет однозначного мнения историков. По этому вопросу в 1874 году царское правительство даже командировало специально в Китай экспедицию.

    Есть версия, что поводом к восстанию дунган против китайцев послужили издевательства и насмешки, которые китайцы допускали над религиозными обрядами дунган. Из заметок Русского географического общества за 1909 год можно много узнать о жизни дунган того времени, осевших в селении Каракунуз Пишпекского уезда Семиреченской области (ныне село Масанчи Кордайского района Жамбылской области).

    Жители этого села, как выходцы из провинции Шаньси, несколько отличаются от других дунган-переселенцев. Свое селение Каракунуз сами дунгане называли «Ха-ла-гунь-гунь-цзы», что в переводе означает «лагерь, лагерная площадь». Такое название Каракунузу дунгане дали потому, что он действительно в первое время оседлости их напоминал собою лагерное стойбище. Селение Каракунуз расположено у подножья гор, подле небольшой горной речки, вода из которой летом использовалась для полива.

    В Каракунузе начала XX века насчитывалось около тысячи домов и более четырех тысяч жителей. Дома свои каракунузские дунгане строили на китайский образец, хотя были дома и русского типа. Оконные переплеты в дунганских домах делаются, как и у китайцев, решетчатые; вместо стекол оклеиваются промасленной бумагой; но в домах некоторых дунган имеются русские рамы со стеклами. При каждом доме есть огород и садик с плодовыми деревьями. В селе было несколько молитвенных домов, при каждом из которых был частный мулла. Официальных мечетей и назначенных мулл в Каракунузе не было.

    Отправляя службу, мулла в то же время обучал дунганских детей религиозным основам ислама в школе, находившейся почти при каждом молитвенном доме. Одевались дунгане своеобразно, говорится в «Записках». Как мужчины, так и женщины на ногах носили китайские туфли, которые по-дунгански называются «хай». Женщины, как и мужчины, носили штаны, исключительно красного цвета, надевали также короткие и длинные платья китайского покроя. Одежда дунган очень похожа на китайскую.

    Дунганские девицы волосы свои заплетали в косы, они искусно играли на миниатюрном музыкальном инструменте, называемом по-дунгански «ку-чэн-цза». Женщины же, как и китаянки, из волос делали красивые и пышные прически. Девушки и молодые женщины обильно украшали свои головы разнообразными яркими живыми и искусственными цветами, серебряными особого устройства гребенками и искусственными бабочками, к которым прикрепляются маленькие серебряные бубенчики (шеркунчики).

    Такие прически, каждая из которых произведение искусства, и сегодня можно увидеть на дунганских свадьбах, обычно так украшают голову невесты. Вообще девушки и женщины дунганского народа любят наряжаться в одежды из ярких цветов, самые употребительные цвета — красный, желтый и зеленый.

    Хорошие урожаи риса и хлеба сопровождались обилием дунганских свадеб. В Каракунузе женщин было значительно меньше мужчин, поэтому дунганские невесты ценились недешево. В 1897 году калым за дунганскую невесту колебался между 240 — 400 рублями, по тем временам это огромные деньги. Каракунузские дунгане сто лет назад занимались главным образом земледелием. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, горох, чечевицу, лен, сурепку, просо и «гао-лян» (сорго), из верхушек стеблей которого делают так называемые китайские веники. Сеяли также огородные овощи и разную зелень — арбузы, дыни, огурцы, тыквы, картофель, редиску, свеклу, капусту, перец стручковый, баклажаны, лук, чеснок. Но главною отраслью сельского хозяйства у дунган была культура риса, который, однако, сеяли лишь зажиточные дунгане, потому что посев его — дело нелегкое, требующее больших хлопот и значительных денежных затрат.

    Всё население каракунузских дунган тогда было разделено на две враждующие партии: «якши» и «яман», вражда которых продолжалась много лет и в первое время была настолько сильна, что дунгане каждой партии, не желая встречаться друг с другом, ездили из Каракунуза в Токмак по разным дорогам. Родственники, состоя в разных партиях, не разговаривали между собой и из одного котла не ели пищи, несмотря на то, что жили под одной кровлей.

    Слова «якши» и «яман», которыми дунгане назвали свои партии, — слова тюркские, в переводе на русский язык означают «хороший» и «плохой». Партии якшей и яманцев образовались при следующих обстоятельствах. На предводителя дунган Би-ян-ху, или, как еще называли его дунгане, Худа-жэнь (вельможа Ху), была подана дунганами жалоба, для расследования которой в Каракунуз приехал начальник уезда. Когда начальник производил по жалобе дознание, то собравшиеся большой толпой дунгане разделились на две партии, одна из которых, обвиняя Би-ян-ху, кричала: «Да жэнь яман» — «вельможа плохой», а другая, напротив, защищая его, кричала: «Да жэнь якши» — «вельможа хороший». Из своей педагогической практики могу сказать, что история дунганского народа, неразрывно связанная вот уже почти полтора века с историей Казахстана, вызывает огромный интерес наших школьников.

    На примере выдающихся личностей, героев и простых тружеников, мы воспитываем патриотов своей Родины и своего народа», — говорит Муса Губарович Лочь.

    ***

    В Центральной Азии ныне проживает около 130 тыс. дунган, большинство из которых компактно размещено в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. На территории Казахстана в наши дни живут около 50-60 тыс. дунган, предки большинства которых были выходцами из китайских провинций Шэньси и Ганьсу. В Жамбылской области сегодня проживает большая часть представителей дунганской диаспоры — более 30 тысяч. Современные дунгане — активные участники общественной жизни страны.

    Дунганские этнообъединения являются одними из самых активных и деятельных в Ассамблее народа Казахстана региона. Дунгане особенно ценят развитие культуры и образования. В селе Масанчи действуют 4 школы, где учатся более трех тысяч детей. В двух школах обучение идет на казахском языке, в двух других — помимо казахского, преподают русский и дунганский языки.

    Каждый год Ассоциация дунган Казахстана направляет 60-70 молодых людей на учебу в вузы Китая. Для лучших учащихся дунганских школ учреждены ежегодные гранты президента Ассоциации дунган Казахстана. За десятилетия проживания на территории Казахстана казахстанские дунгане, обретя здесь вторую родину, восприняли традиции казахские и русские, сохранили свои традиции.

    Похожие записи

    Суд во Франции отклонил апелляцию Аблязова на лишение его политического убежища

    Полный текст статьи Токаева на русском языке

    Фариза

    Минздрав Казахстана ищет пассажиров трех рейсов из Варшавы, Москвы и Франкфурта. Они летели вместе с зараженными коронавирусом

    Фариза

    1 комментарий

    Ардак 08/02/2020 at 01:00

    гнать надо оттуда дунганов вообще из Казахстана правильно делаль Токаш Бокин

    Ответить

    Оставить комментарий

    пятнадцать − пять =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.