-1.1 C
Алматы
Понедельник, 25 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Экономика

    ЧТО ОЖИДАЕТ ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ, РАССКАЗАЛ ЭКСПЕРТ

    Успешной зарекомендовала себя модель экономического развития, выбранная Казахстаном на заре независимости. За 30-летний период казах­станская экономика претерпела глубокую трансформацию. Были заложены основы для вхождения республики к 2050 году в топ-30 развитых стран мира. О том, как экономика РК смогла выдержать потрясения нескольких кризисов и чего в результате достичь, – в интервью известного финансис­та Руслана Даленова, сообщает Qazweek.kz со ссылкой на Kazpravda.kz.

    – Руслан Ерболатович, какие, по Вашему мнению, факторы придали устойчивость экономике Казахстана?

    – Намеченное вхождение нашей республики в тридцатку развитых стран мира – задача амбициозная, но следует признать, оглядываясь на пройденный путь, что существенный задел для достижения этой цели уже сделан.

    По итогам 2020 года реальный ВВП Казахстана в 2,4 раза превысил уровень «стартового» 1991-го, несмотря на то что в середине «лихих 90-х» этот показатель был на треть ниже, и экономика смог­ла вернуться к уровню 1991 года только в начале «нулевых».

    Существенно улучшились социальные показатели: доля населения с доходами ниже черты бедности снизилась с максимального уровня 46,7% в 2001-м до 5,3% – в 2020-м, продолжительность жизни выросла с 64 лет в 1995-м до 71 года – в 2020-м.

    Успехи в росте благосостоя­ния казахстанцев во многом являются результатом синергии стабильности, мер макроэкономической политики и осуществления крупномасштабных государственных программ развития.

    – Расскажите, какие шаги были предприняты для обеспечения в стране поступательного экономического роста?

    – На первом этапе становления отечественной экономики упор был сделан прежде всего на нефтегазовую и горно-металлургическую отрасли. Создание Национального фонда, в котором аккумулируются поступления от сырьевого сектора, придало экономике республики большую устойчивость, а органам власти – больше гибкости. В периоды внешних финансовых потрясений это стало одним из ключевых механизмов стабилизации отечественной экономики.

    Ярким примером являются события 2020 года. В ответ на негативное влияние пандемии COVID-19 власти задействовали пакет помощи предприятиям и предпринимателям объемом 8,3% от ВВП. Это были самые масштабные меры на пространстве ЕАЭС. Они оказали существенную поддержку экономике и социальной сфере.

    – Вы считаете, что ориентация на сырьевой сектор – выгодная модель экономического развития?

    – И да, и нет. Контрастные примеры подтверждения тому – Норвегия и Венесуэла. Несмотря на быстрый экономический рост, достигнутый после обретения независимости, есть понимание того, что сырьевая направленность экономики эффективна на старте. При этом в долгосрочной перспективе она не позволит обеспечить устойчивое развитие страны. Опасения подкрепляются новыми трендами по переходу на «зеленую» экономику, хотя здесь Казахстан работает на опережение.

    С начала 2010-х годов ведется планомерная государственная политика, направленная на диверсификацию и повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Структурные преобразования преимущественно опираются на формирование стимулов для инвестиций.

    За последние 20 лет в страну привлечено 357 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Немаловажную роль играют и инвестиции государства, роль которых повышается. В 2014 году стартовала комплексная программа «Нұрлы жол», целью которой стала модернизация транспортной инфраструктуры.

    В последующие годы был запущен целый ряд государственных инициатив, направленных на развитие социальной инфраструктуры, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства, такие как «Экономика простых вещей», «Дорожная карта бизнеса», «Еңбек», различные жилищные программы. В конечном итоге данные меры также направлены на обеспечение роста благосос­тояния казахстанцев.

    – Исполнение государственных программ повышает нагрузку на бюджет. Возможны ли, по Вашему мнению, риски?

    – В этом вопросе, конечно, большое значение имеет поддержка макроэкономической стабильнос­ти, способствующей успешной реализации государственных инфраструктурных проектов. Значимую роль в этом, как уже было сказано выше, сыграло создание Национального фонда. В периоды снижения цен на нефть (в 2009, 2015, 2020 годах) резервы Нацфонда использовались для обеспечения стабильности бюджета и поддержки экономики.

    По состоянию на конец августа 2021 года активы Национального фонда составили 57 миллиардов долларов, или около 33% ВВП.

    Наличие существенных резервов позволяет Казахстану смягчать негативное влияние внешних шоков, сохраняя при этом пространство для бюджетного стимулирования. Даже в условиях сильного потрясения, вызванного пандемией, риски долговой устойчивости республики остались на низком уровне.

    Государственный долг Казах­стана в 2020 году вырос на 5,2-процентных пункта – до 29,2% ВВП. Для сравнения: в странах с развивающейся экономикой отношение государственного долга к ВВП за минувший год составило 64%.

    На конец прошлого года «по­душка безопасности» Казахстана в 3,7 раза превысила объем долга со сроком погашения в течение 12 месяцев. В целом сектор государственных финансов при необходимости обладает достаточным пространством для использования бюджетных стимулов.

    – Руслан Ерболатович, есть ли другие сферы государственного управления, кроме налогово-бюджетной политики, где были достигнуты положительные эффекты?

    – Конечно, отдельно стоит отметить изменения в области денежно-кредитной политики. Национальный банк Казахстана в августе 2015 года осуществил переход от режима фиксированного обменного курса к политике таргетирования инфляции и свободному курсу национальной валюты. 
    Сегодня курс тенге складывается под влиянием рыночных факторов, а умеренные его колебания «абсорбируют» внешние шоки и способствуют стабилизации инфляционных процессов.

    Новая политика позволила Национальному банку стабилизировать инфляционные ожидания и взять под контроль динамику инфляции. В 2018–2020 годах инф­ляция устойчиво находилась в пределах целевого «коридора».

    Эффективность инфляционного таргетирования была наг­лядно продемонстрирована в прошлом году. Несмотря на существенное снижение цен на нефть, инфляция и стоимость внутреннего кредитования в 2020–2021 годах оставались более устойчивыми по сравнению с шоками шестилетней 
    (2014–2016 годы) давности.

    По оценкам ЕАБР, в следующем году можно ожидать снижение инфляции и возврат ее уровня к целевому ориентиру. Это во многом будет обеспечено сбалансированной денежно-кредитной политикой.

    Немало усилий приложено и для выстраивания эффективной инфраструктуры финансового рынка. В последние годы усовершенствованы подходы к макропруденциальному надзору, а банковский сектор очищен от неработающих кредитов.

    В активную фазу вошла работа Международного финансового центра «Астана». На его базе соз­даны благоприятные условия для привлечения международных участников и сформированы предпосылки для того, чтобы МФЦА стал проводником инвес­тиций не только в Казахстане, но и в Центрально-Азиатском регионе.

    – Вы полагаете, что созданный макроэкономический контекст может обеспечить устойчивый подъем экономики Казахстана в будущем?

    – Именно так. В совокупности меры макроэкономической политики формируют устойчивую основу для продвижения респуб­лики к своей стратегической цели – вхождению в число 30 наи­более развитых экономик мира.

    Испытание пандемией подтверждает тот факт, что, несмотря на трудности, Казахстан последовательно придерживается своего курса. На мой взгляд, дальнейшие шаги Правительства в продвижении рыночных принципов, диверсификации экономики и улучшении условий ведения бизнеса усилят экономические позиции республики в мире и будут способствовать росту благосостояния населения.

    – Руслан Ерболатович, в зак­лючение поделитесь, пожалуйста, прогнозами. Что, на Ваш взгляд, ожидает экономику Казахстана в ближайшие годы?

    – Экономика Казахстана сейчас переживает последствия пандемии и, надо сказать, успешно справляется с поставленными задачами. Экономическая активность в стране в первой половине текущего года быстро восстанавливалась.

    По нашим оценкам, казахстанская экономика одной из первых в регионе вышла на «доковидный» уровень. Это стало возможным во многом благодаря прошлогодним мерам господдержки.

    Вместе с тем затяжное дейст­вие ограничительных мер в значительной мере компенсирует положительное влияние внешней конъюнктуры. Рост ВВП РК в 2021 году прогнозируется на уровне 4,0%. В 2022-м поддержку экономике в том чис­ле окажет действие программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса», под исполнение которых дополнительно выделен 1 триллион тенге (1,2% от ВВП).

    С 2022 года потребление и инвестиции будут дополнительно стимулироваться анонсированными инициативами по повышению минимальной зарплаты и поэтапному увеличению оплаты труда бюджетников, а также осуществлением проектов по улучшению инфраструктуры энергетики и водного хозяйства.

    Инфляция к концу года, по нашим оценкам, замедлится до 7,9%. Согласно исследованию индекса PMI, ценовое давление со стороны промышленных произ­водителей в июле-августе 2021 года стало уменьшаться. Это подтверждает временное повышательное воздействие ряда факторов на внутренние цены Казахстана в текущем году.

    По мере замедления роста мировых цен на сырьевые товары в республике будет замедляться и инфляция, и в 2022 году она окажется в пределах целевого ориентира Национального банка. Дополнительное дезинфляцион­ное влияние будет оказано оперативными мерами регуляторного характера, предпринятыми Правительством. 

    Похожие записи

    Доллар подешевел на торгах

    Фариза

    Прогноз по курсу доллара на ближайшие три года представил Нацбанк Казахстана

    Нацбанк обновил свой прогноз по инфляции и росту ВВП в Казахстане

    Оставить комментарий

    12 − одиннадцать =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.