12 C
Алматы
Пятница, 29 марта 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Общество

    Земля – народу: у фермеров СКО забирают пастбища даже в опустевших селах

    Первопричиной ситуации стал дефицит пастбищ для выпаса скота населения. Однако, по словам предпринимателей, в некоторых исках речь идет об участках, расположенных вблизи малонаселенных и опустевших сел

    В Северо-Казахстанской области десятки фермеров могут лишиться пастбищ и сенокосов, выделенных им много лет назад, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

    Один за другим сельхозпроизводители получают иски в суд о признании недействительными сделок десятилетней давности по предоставлению им земельных участков. Причиной этому стали выявленные нарушения в процедуре предоставления земли. А поводом послужила нехватка пастбищ для скота с личных подсобных хозяйств.

    Однако, по словам предпринимателей, в исках идет речь в том числе об участках, расположенных вблизи малонаселенных или вообще опустевших сел. Фермеры обратились за помощью в Палату предпринимателей СКО.

    Пришли иски, откуда не ждали

    Причиной исков стало нарушение процедуры предоставления земельных участков в черте населенных пунктов и без проведения конкурсов. Однако своей вины в сложившейся ситуации фермеры не видят и считают, что из-за ошибок, допущенных 10-15 лет назад должностными лицами, сегодня не должен страдать бизнес, который, к слову, вложил огромные суммы в полученные земли, использует их по целевому назначению и добросовестно оплачивает налоги.

    Одно из хозяйств, оказавшихся в такой ситуации – ТОО “Возвышенка-СК” из района имени Габита Мусрепова. Заместитель директора Денис Посовец рассказывает, что целью предоставления земельного участка в 2012 году являлась реализация Программы развития животноводства. Товариществом было завезено 300 голов племенного скота породы Абердин-ангус из США. Сейчас поголовье составляет уже 1,5 тысячи голов КРС мясного направления.

    С конца 2019 года предприятие начало строить животноводческий комплекс молочного направления планируемой мощностью 1 800 голов. Строительство первой очереди уже завершено, завезено европейское оборудование, закуплена часть скота.

    “Данный скот находится на безвыгульном содержании. Поэтому ему требуется мощная кормовая база. В 2014 году нам были предоставлены земли около села Возвышенка для сенокошения. Эти земли мы использовали для увеличения качества кормовой базы для животноводческого комплекса мясного направления, а с этого года – еще и для закладки кормов для молочно-товарной фермы. Проблема с исками по изъятию данных земельных участков для нас очень чувствительна, так как мы вложили уже немалые средства в их коренное улучшение, в подсев кормовых трав, сенажных, для силоса, плюс внесение удобрений. Речь идет о 648 га. Изъятие участков госорганы мотивируют тем, что поголовье скота у населения растет и по нормативам не хватает пастбищ. Хотя мы участвуем в обеспечении населения кормами по себестоимости и предоставляем участки для пастьбы скота, в том числе своих посевных угодий после уборочных кампаний”, – объясняет Денис Посовец.

    Такая же проблема сложилась в КХ “Атабай” из района Магжана Жумабаева. Представитель хозяйства Альфия Кульжабаева говорит, что уже восемь лет они ведут семейный бизнес вместе с мужем. Прежде чем получить землю, закупили по госпрограмме 44 головы КРС.

    “В 2014 году мы получили землю по решению Бастомарского сельского округа. Участвовали в нескольких государственных программах по ведению животноводства. У нас заключен договор с ТОО “Маслодел”, поставляем туда молоко. У нас сейчас поголовье КРС, МРС и маточное поголовье лошадей – около 600 голов. Работаем почти восемь лет. А сейчас нам пришло уведомление, что у нас хотят забрать землю – участок в 485 га. Нам говорят, что жителям села Екатериновка негде пасти скот. Хотя в деревне пять дворов, и у населения всего 25 голов скота. При этом население свободно пасет скот на наших участках, никаких запретов нет”, – отмечает предпринимательница.

    Она констатирует, что если у КХ заберут землю, то им просто негде будет пасти скот.

    “У нас большие кредиты, мы брали лизинг. Теперь мы не знаем, что нам делать. В такой же ситуации сейчас много хозяйств, которые используют землю по целевому назначению как пастбища, пасут скот, заготавливают сено. Нам объясняют, что проблема заключается в том, что нам эту землю предоставили по решению сельского округа, а должен был проходить конкурс. Но в этом нет нашей вины. А отвечать должны мы, – говорит предпринимательница. – На такое поголовье, как у нас, нужно больше земли, но мы не просим, чтоб нам дали еще, мы просто хотим сохранить свое”.

    По словам юридического консультанта Елены Пригоженко, проблема носит системный характер. Так, по последним данным, к субъектам сельхозбизнеса подготовлено не менее 35 исков, а 16 дел уже рассматриваются в экономическом суде.

    Иски были инициированы управлением сельского хозяйства на основании представления областной прокуратуры.

    “Управление сельского хозяйства, являясь контролирующим органом, обнаружило в 2022 году, что имеются нарушения по предоставлению права землепользования сельхозпроизводителям. Выявлено, что пастбища и сенокосы предоставлены в границах населенных пунктов и без проведения конкурса. Сразу же обращает на себя внимание тот факт, что контролирующий орган обнаружил нарушения только в 2022 году, при этом предприятия, которые сейчас осуществляют свою деятельность в области животноводства, получали свое право землепользования, начиная с 2010 года, то есть прошло более десяти лет. Соответственно возникает вопрос компетенции в первую очередь к отделам земельных отношений, которые предоставляли право землепользования без выполнения требований законодательства, а также к контролирующим органам. Получается ситуация, при которой в цепочке государственных органов у нас везде присутствует момент некомпетентности, однако “расхлебывать” все это приходится субъектам частного предпринимательства”, – отмечает юридический консультант.

    К слову, несколько исков о возвращении земель в государственную собственность суды первой инстанции уже удовлетворили. Причем, по мнению присутствующих, они отнеслись к проблеме формально и не учли много спорных моментов. Предприниматели опасаются, что подобная практика будет применяться повально.

    Не рубить с плеча

    Елена Пригоженко отмечает, что за десятилетие работы на земле большинство фермеров инвестировали огромные средства не только в развитие сельского хозяйства, но и в сами села. А в некоторых населенных пунктах фермерские хозяйства и вовсе являются градообразующими, и благодаря им село живет, а у людей есть работа.

    Первопричиной возникшей ситуации является необходимость решения проблемы дефицита пастбищ для выпаса скота населения. Однако сами фермеры говорят, что в большинстве случаев никаких конфликтов из-за кормовой базы между ними и населением нет. Мало того, по словам предпринимателей, в некоторых исках речь идет вообще об участках, расположенных вблизи малонаселенных и опустевших сел.

    А в тех местах, где проблема действительно существует, она может быть урегулирована в досудебном порядке. Но чиновники по непонятным причинам сразу пошли на крайние меры, даже не просчитав, чем такие меры могут в итоге обернуться, в первую очередь для самого населения. Сейчас частные предприниматели улучшают пастбища, подсевают, вносят удобрения, а завтра земля будет предоставлена сама себе, заниматься ею будет некому, в итоге ситуация может привести к исчезновению кормовой базы, в том числе для скота с личных подсобных хозяйств.

    Участники встречи в Палате предпринимателей отметили, что, если небольшие хозяйства лишатся земли, они будут вынуждены вырезать скот, а более крупному бизнесу придется закупать корма, в целом ситуация скажется на развитии животноводства в области. При этом ситуация развернулась на фоне слов президента страны о необходимости обеспечения в стране продовольственной безопасности, в котором важную роль играет развитие сельского хозяйства.

    Донесли свою позицию и представители прокуратуры

    “Иски подаются на основании совместно проведенной работы. Анализ, проводившийся в ноябре прошлого года, показал, что имеются нарушения статьи 26 и 48 Земельного кодекса. Статья 26 говорит о том, что не предоставляются в землепользование граждан земли, используемые и предназначенные для нужд населения. Основанием для анализа послужило поручение главы государства о решении вопроса по дефициту пастбищ. С одной стороны, мы понимаем, что предприниматели вложили деньги и усилия, но, защищая интересы бизнеса, об интересах народа тоже нельзя забывать, дефицит пастбищ действительно имеется”, – отметил прокурор управления по защите общественных интересов прокуратуры Северо-Казахстанской области Санат Кабуллаев.

    Он согласился с тем, что есть случаи, где нужно подходить индивидуально, тем более если есть постановление, что село закрыто, где дефицита пастбищ нет, и эти три жителя, которые остались в селе, работают у этого же предпринимателя.

    “Но если с позиции закона смотреть, то в любом случае нарушение имеется, поэтому мы поставили вопрос ко всем земельным участкам. Второе нарушение – по статье 48 Земельного кодекса, в которой говорится о том, что земельные участки должны предоставляться на торгах. Для чего эта норма существует – чтобы интересы других предпринимателей соблюдались, чтобы была конкуренция”, – объяснил прокурор.

    Сельхозпроизводители считают, что необходимо провести объективный анализ и обнародовать его результаты, и в тех населенных пунктах, где действительно есть проблема с нехваткой пастбищ, попытаться найти компромиссное решение, которое устроило бы все стороны, другими словами, не рубить с плеча, а применить взвешенный подход.

    Взвешенный подход

    Позже в Палате предпринимателей сообщили, что состоялась разъяснительная встреча прокурора Северо-Казахстанской области с предпринимателями, которых коснулась данная проблема. Прокурор Северо-Казахстанской области Багбан Таймбетов заверил, что к вопросу прекращения землепользования пастбищ и сенокосов в пределах границ населенных пунктов будут подходить взвешенно.

    “Мы в полной мере понимаем и разделяем озабоченность населения. В то же время необходимо понимать, что за 10-15 лет ведения бизнеса, а мы говорим о реальном бизнесе, люди произвели существенные инвестиции, получили займы, приобрели племенной скот, реконструировали или построили объекты животноводства, а также произвели коренное улучшение самих пастбищ, подсев многолетних трав, – подчеркнул в своем выступлении заместитель директора Палаты предпринимателей СКО Женис Казиев. – Нельзя забывать, что сегодня развитие животноводства играет важнейшую роль в вопросе обеспечения продовольственной безопасности и питания, который остро стоит уже по всему миру. Полагаем, что каждый поданный иск требует особого, пристального внимания и изучения. Как добросовестный предприниматель, так и население, имеющее потребность в пастбищах и сенокосах, не должны остаться один на один со своей проблемой”.

    На что прокурор области Багбан Таймбетов отметил, что возврат земель населенных пунктов – это поручение главы государства, поэтому отменить иски не могут, но согласны рассматривать каждый случай отдельно.

    “В течение 10 дней мы с акиматом области и Палатой предпринимателей создадим рабочую группу, куда войдете и вы, – обратился к предпринимателям прокурор СКО Багбан Таймбетов. – Всем, у кого будут изыматься земли, предоставим альтернативу – такой же земельный участок, а может и больше. То есть чтобы вы понимали, бездумно подходить к этому вопросу мы не собираемся. Также мы будем подключать институты развития: КазАгро, СПК и другие, чтобы вы могли обустроить вновь полученные земли. То есть пока вы их не обустроите, фактически вас никто не будет выгонять со старых земель, то есть для этого вам будет дано определенное время, потому что вина в этом государства, а не ваша”.

    Также прокурор области подчеркнул, что по тем землям, где давно уже нет населенных пунктов, иски будут отозваны.

    К слову, на днях в ходе выездного заседания комиссии “Жер аманаты” при партии Amanat стало известно, что в Северо-Казахстанской области в государственную собственность возвращено 18,9 тысячи гектаров пастбищных земель. Земельные участки теперь будут использоваться сельчанами, в том числе для выпаса скота личного подворья и сенокоса.

    Похожие записи

    «Без теста на COVID-19 не отдадут ребенка»: Беременные астанчанки бьют тревогу

    Фариза

    Памятник Иманбеку предлагают поставить в Павлодарской области

    Фариза

    Родители вместе с друзьями изнасиловали маленькую дочку

    Оставить комментарий

    семнадцать + восемь =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.