20 C
Алматы
Вторник, 23 апреля 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Новости Происшествия

    Возвращение талибов в Афганистан: в каких странах признают шариат?

    Возвращение талибов в Афганистан вновь сделало актуальным вопрос о законах шариата, которые движение “Талибан” (признано террористической организацией и запрещено в РФ) вводит в стране. Но Афганистан не первая и не последняя страна в мире, где следуют этим законам. Русская служба Би-би-си постаралась ответить на основные вопросы о шариате, передает Qazweek.kz со ссылкой на bbc.news

    Presentational grey line

    Что такое шариат?

    Шариат – это система правил и обычаев, на которых строится исламское право. Она основана на священной книге мусульман, Коране, а также сунне и хадисах, комплексе текстов, в которых собраны жизнеописание и высказывания пророка Мухаммеда.

    Шариат – арабское слово, часто переводится как “правильный путь” или “путь к воде”, что в контексте жизни в Аравийской пустыне может означать путь богоугодный, праведный. Возможно поэтому словом этим пользовались не только мусульмане, но и арабы-христиане, а также зороастрийцы.

    Шариат – это не свод законов, но комплекс предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина, в том числе связанных с молитвой, постом, паломничеством, а также взаимоотношениями с соседями и окружающим миром в целом.РЕКЛАМА

    В идеале его предназначение – дать мусульманину полное понимание о том, как сделать богоугодным каждый аспект своей жизни: веру и благотворительность, брак и семейные отношения, деловые связи и наследственные споры и т.д.

    Дети за изучением Корана

    Если судебное решение не может быть принято на основе этих священных писаний, исламские правоведы могут дать рекомендацию или решение по отдельной теме или вопросу, порой выраженные в виде религиозного эдикта – фатвы.

    По словам профессора исламских исследований Университета Глазго Моны Сиддики, суры Корана, в которых имеется правовой аспект, довольно немногочисленны по сравнению с общим текстом священной книги. Дело в том, что в ней определяется, в основном, личная жизнь правоверных.

    “Суры [Корана], не будучи законом, указывают на то, как правильно обращаться с супругом, как воспитывать детей, как дети должны относиться к своим родителям. Потому многие из этих сур, не будучи законом в том смысле, как мы себе сегодня представляем право – как правила и установления, стали основой исламского законодательства”, — объясняет профессор Сиддики.

    Например, если коллеги приглашают мусульманина в паб после работы, он может попросить совета у богослова, чтобы получить рекомендацию для подобных случаев.

    Таким же образом шариат определяет для мусульман семейное право, финансовые и деловые отношения.

    Рынок в Афганистане
    Подпись к фото,Шариат – комплекс предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина: от брака до бизнеса

    Насколько шариат открыт для интерпретаций?

    Существует пять различных школ исламского права. Среди них четыре – суннитского направления: ханбали, малики, шафи и ханафи, – и одна шиитского – джафари.

    Суннизм и шиизм две самые большие ветви ислама, которые появились после кончины пророка Мухаммеда. Их сторонники разошлись во взглядах на то, кто должен стоять во главе мусульманской общины – уммы. Суннитов в мире больше, живут они в таких странах как Саудовская Аравия, Пакистан, Турция. Шииты в основном живут в Иране, Азербайджане, Ираке.

    Разница между школами шариата буквально в том, как они интерпретируют тексты и указания, на которых основаны законы шариата.

    Ханбали считается самой жесткой: именно ей следуют в Саудовской Аравии, а также талибы Афганистана. Ханафи называют самой либеральной – она доминирует, например, в Египте, Пакистане, Турции.

    В парикмахерской в Афганистане
    Подпись к фото,Правила в шариате в числе прочего касаются и личной гигиены

    Закон шариата – есть слово Аллаха, но описывают его люди. Наказание выносит судья – кади, говорит Хью Кеннеди, профессор арабского языка Лондонской школы востоковедения и африканистики. А значит, кади исходит из собственной интерпретации и понимания закона.

    “Шариат требует делать добро и запрещает зло, это может сочетаться, или нет, с демократическими правами, в зависимости от интерпретации политического движения – но призыв к следованию шариату обязательно формирует основу любой политической программы в мусульманском мире”, — пишет в своем объяснении сути шариата Роберт Глив, профессор арабских исследований в английском Университете Эксетера.

    Женщины на остановке такси в Кабуле. Июль 2021 г.
    Подпись к фото,Женщины на остановке такси в Кабуле. Июль 2021 г.

    Но есть еще один фактор, который влияет на интерпретацию и применение шариата. Это – племенные правила, объясняет Гутьеррес де Теран, директор департамента арабистики и ориенталистики Мадридского автономного университета.

    “Шариат, которым пользуются талибы, основан на племенных правилах пуштунов, очень патриархальных, потому и положение женщины так занижено”, – полагает он.https://bbc.com/ws/av-embeds/cps/russian/features-58329242/p09sswzm/ruПодпись к видео,

    “Они сказали идти домой”. Даст ли “Талибан” женщинам Афганистана работать и учиться

    Ультраконсервативные режимы в исламском мире часто подстраивают шариат под свои политические нужды. Например, теократический режим в Иране, пришедший к власти после Исламской революции 1979 года, преднамеренно изменил правила шариата под свою политическую повестку, снизив возраст согласия для девочек до 13 лет, запретив им посещение университетов и заставив носить хиджаб.

    Исламские головные уборы и их описание

    В каких странах признают шариат?

    Во многих странах – в основном Ближнего Востока и Северной Африки – шариат играет роль в семейном праве: бракоразводных вопросах, наследственных спорах, определении родительских прав и опекунства. Лишь в некоторых странах он также вписан в систему криминального законодательства: таких как

    • Пакистан
    • Афганистан
    • Иран
    • Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива
    • Ирак
    • Йемен
    • Мавритания
    • Бруней
    • Сомали.

    Полный список – здесь.

    А как насчет Великобритании?

    Великобритания – светское государство, но мусульманам позволяется следовать правилам шариата, если это не нарушает законы.

    Здесь есть “шариатские суды” (их также называют шариатскими советами), правда, действуют они на общественных началах и занимаются исключительно помощью в разрешении брачных проблем (регистрацией мусульманских браков и разводов) и рекомендациями в личной жизни среди местных мусульман..

    Первый шариатский совет был основан здесь в 1982 году и за 40 лет их число росло с появлением новых мечетей и исламских благотворительных центров. Всего, согласно Фаузие Аззуз из Бристольского университета, по различным подсчетам, в Британии действует от 30 до 80 шариатских советов.

    И хотя их решения не имеют юридической силы, беспокойство о том, что действия шариатских советов могут войти в противоречие с британским законодательством, стало причиной обсуждения в парламенте в 2019 году.

    А в России есть шариатский суд?

    Шариатское право на Северном Кавказе практиковалось с момента распространения ислама и до наших дней. В Чечне, например, браки, разводы, раздел имущества совершались по шариату даже в советский период.

    Официально шариат пришёл на Кавказ в конце 90-х годов, между двумя чеченскими войнами. В 1997 году все светские суды были упразднены, появилось министерство шариатской госбезопасности (МШГБ).

    С вводом российских войск в 1999 году, шариатское право в Чечне перестало действовать официально, но неофициально оно все ещё присутствует в решении бытовых вопросов. На Северном Кавказе в мусульманских семьях браки и разводы имеют силу, только если они заключены по шариату.

    В ЗАГС молодожены ходят, как правило, для регистрации и дальнейшего оформления пособий на ребёнка. Так же, как в советское время, по шариату люди разводятся, решают спорные имущественные, наследственные и другие вопросы.

    Правда, что в шариате применяются средневековые наказания?

    Шариат, по крайней мере в теории, включает физические наказания, в том числе публичную порку, забивание камнями и ампутацию конечностей.

    Шариатский суд в Нигерии в штате Сокото. Фото сделано в марте 2002 года
    Подпись к фото,Шариатский суд в Нигерии в штате Сокото. Фото сделано в марте 2002 года

    Строгость наказания определяется тяжестью совершенного преступления, которое подпадает под одну из двух широких категорий.

    “Хадд” – серьезные преступления, с установленными для них наказаниями. Под эту категорию подпадают некоторые виды воровства, за которые полагается ампутация руки нарушителя.

    “Тазир” – более легкие преступления, наказание для которых определяет сам судья.

    Но добиться подведения нарушения под категорию “хадд” нелегко.

    Вот что говорит об этом профессор Роберт Глив в интервью Би-би-си: “Надо помнить, что крайние наказания, которые можно найти в Коране, в юридической (исламской) литературе, выделяются исключительно высокой доказательной планкой. Например, наказанием за прелюбодеяние для человека, находящегося в браке, является забивание камнями до смерти. Но чтобы было основание для применения такого наказания, необходимо наличие четырех свидетелей, которые были бы очевидцами совершенного акта. А это крайне маловероятное обстоятельство”.

    В индонезийской провинции Ачех, публичное наказание женщине, которая была поймана с бойфрендом. Март 2021 г.
    Подпись к фото,В индонезийской провинции Ачех, публичное наказание женщине, которая была поймана с бойфрендом

    “Даже в современную эпоху вуайеризма, добиться такого невозможно, – подтверждает Асма Афсаруддин, профессор исламских исследований Университета штата Индиана в США в статье в The Conversation в 2017 году. – Поэтому неудивительно, что оно почти никогда не применялось до наших дней”.

    “За все время, что я изучаю историю ислама, я ни разу не нашел примера побивания камнями за прелюбодеяние ни в одном из исторических текстов. Может быть, я недостаточно источников изучил. Но пока это так”, — вторит ей в интервью Би-би-си профессор Хью Кеннеди из Лондонской школы ориенталистики и африканистики.

    Почему же в современную эпоху эти, запрещенные ООН, наказания до сих пор могут применяться в некоторых странах, где большинство населения составляют мусульмане, например, в Пакистане или Нигерии? Профессор Афсаруддин считает, что шариатские суды, выносившие такие приговоры, не следовали шариатским правилам или находились под влиянием политиков, которые хотели выглядеть поборниками веры.

    Согласно опросам, отношение мусульман к жестоким приговорам шариатских судов сильно разнится от страны к стране. И далеко не во всех исламских странах с действующими судами шариата применяются подобные наказания.

    Но вот во время правления талибов в Афганистане в 1996-2001 годах поступали сообщения о применении подобных наказаний, в том числе забивания камнями. Потому их нынешнее возвращение в Афганистан вызывает столько озабоченности в мире, особенно о положении афганских женщин.

    Что на самом деле запрещает шариат женщинам?

    Коран признает абсолютное равенство между мужчинами и женщинами, напоминает Асма Афсаруддин. Многие права, которые он предоставляет женщинам, были практически революционными в свое время: им полагался равный с мужчинами доступ к знаниям, она могла выбирать мужа, имела право на наследование собственности мужа (приданое оставалось за ней), и могла начать бракоразводный процесс (при определенных условиях). Исламские богословы разрешали аборт до трех месяцев беременности, если была угроза жизни матери.

    Кстати, о разводе. Классическая формулировка, напоминает Мона Сиддики, предполагает, что муж должен трижды сказать о намерении развестись, но между тремя заявлениями должен пройти некоторый период времени, обычно месяц. То есть Коран давал возможность семейной паре в течение трех месяцев восстановить отношения. Однако позже почти все богословы интерпретировали этот отрывок из священной книги так: мужчине достаточно сказать о разводе три раза подряд, чтобы он вступил в силу.

    Женщина на улице в Кабуле
    Подпись к фото,Положение женщин во многих мусульманских странах определяет часто не собственно шариат, а местные племенные обычаи

    Более поздние положения были привнесены в шариат в соответствии с племенными обычаями различных народов, принявших ислам. Собственно оттуда, считают ученые-исламоведы, идут некоторые правила, которые сегодня представляются многим отсталыми и даже варварскими.

    Например, оттуда пришло определение положения женщины как собственности отца или мужчины-опекуна. А такие явления как “убийства чести”, женское обрезание не имеют отношения к исламской практике и не основаны на шариате, указывают они.

    Фото: из открытых источников

    Похожие записи

    В квартире в ВКО нашли тела трех человек

    Фариза

    Застрявших в аэропорту Алматы казахстанцев сняли на видео

    Фариза

    Руководитель полиции Семея покинет службу после жалобы

    Фариза

    Оставить комментарий

    одиннадцать + одиннадцать =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.